Многие дети до ужаса бояться проявлять себя такими, какие они есть, из-за страха осуждения. Это же проявляется и в школьной жизни и выливается в то, что ребенок в будущем совсем себя не проявляет и живет по шаблону. Как объяснить ребенку, что некоторые страницы в жизни человека могут быть черновыми? Об этом рассказала в беседе с «МК в Ленобласти» подростковый психолог-психотерапевт, руководитель сети центров помощи трудным подросткам Анна Хоботова.
Что касается страха осуждения, страха совершить ошибку, в психологии это называют «страхом оценки». Этот страх действительно занимает одно из ведущих мест в жизни ребёнка.
Особенно он усиливается в первом-втором классе, когда начинается социализация, и, конечно, в подростковом возрасте. Иногда страх оценки оказывается даже сильнее страха смерти, страха наказания или страха опасности.
Почему так? Потому что в подростковом возрасте происходят гормональные изменения, которые сильно влияют на нервную систему. Подросток ищет своё место в социуме, стремится понять, кто он, какой он, как он выглядит в глазах других. И если у него низкая самооценка, страх оценки будет особенно силён.
Причиной могут быть буллинг, эмоциональное, психологическое или даже физическое насилие дома со стороны родителей, старших братьев или сестёр. Всё это подрывает самооценку и усиливает зависимость от мнения сверстников.
Кто в первую очередь влияет на формирование самооценки? Конечно, родители. Они могут сформировать как адекватную, так и заниженную или завышенную самооценку.
Адекватная самооценка — это когда ребёнок понимает свою ценность, знает, что он личность. Он знает границы: что никто не имеет права его ударить, отнять вещи, оскорбить. И это осознание должно закладываться до начала школьной социализации, примерно до 6 лет.
Уже в 4–5 лет ребёнок понимает похвалу («молодец», «умница») и чувствует отвержение, когда родитель говорит: «отойди», «хватит», «ты нас достал», «иди в другую комнату». Если родитель раздражён, отмахивается, не реагирует на рисунки и рассказы, ребёнок начинает чувствовать, что он не нужен. Это напрямую бьёт по самооценке.
Если в 4–5 лет ребёнка постоянно ругают, дёргают, указывают на недостатки, у него не формируется ощущение ценности себя. Но если родители способны сочетать строгость с поддержкой — указывают на ошибки, объясняют последствия, но при этом хвалят за старания и успехи, поддерживают увлечения, замечают таланты — это и есть путь к адекватной самооценке.
Когда ребёнок знает, что у него есть и сильные, и слабые стороны, это нормально. Такой ребёнок входит в школу с пониманием личных границ, с уверенностью, что дома его поддержат, похвалят, но и укажут на неправильное поведение. Родители помогают ему развиваться в учёбе, в спорте, в творчестве. Всё это формирует устойчивую самооценку.
Даже если подросток сталкивается с новой школой, новыми людьми, пубертатом, он воспринимает это спокойнее, потому что знает: «Я личность. Я не идеален, но я в чём-то силён».
Важно, чтобы родитель объяснил: невозможно быть лучшим во всём. Кто-то талантлив в спорте, кто-то — в математике. Но каждый ценен. Для родителей их ребёнок всегда самый-самый, даже с недостатками. И когда подросток понимает свои сильные и слабые стороны, страх оценки значительно уменьшается.
Конечно, в новых компаниях может возникать волнение, но оно не парализует. Подросток может спокойно включиться в разговор, взаимодействовать, сам себя презентовать.
И здесь важную роль играет навык коммуникации. Если родители с раннего детства учат ребёнка знакомиться, вступать в контакт, правильно реагировать на отказ («не хотят играть — ничего страшного») — это даёт базу.
Ребёнок не обязательно найдёт лучшего друга в классе, но он может найти его в кружке, на танцах, в секции. Главное, чтобы у ребёнка была возможность обсудить переживания с родителями. Нужен диалог. Тогда любые отказы, неоправданные ожидания, сложности воспринимаются гораздо мягче.
Ранее «МК в Ленобласти» рассказал, что врачи и родители забили тревогу: подростки сами стали делать себе «пластику».