Практикующий психолог Анастасия Точилина рассказала, что застенчивость у детей может быть врожденной и порекомендовала родителям не принуждать ребенка насильно «уметь дружить».
Мы все рождаемся с определенной физиологией и наследием. У кого-то слабая, неэнергичная нервная система – такая, что не выдерживает шума, большого количества людей или внимания публики. Такой ребенок просто раскрывается в других обстоятельствах, не на сцене, не под аплодисменты.
Очень важно вспомнить, каким ваш ребенок был с рождения: много ли спал, тянулся ли к вниманию, был ли активным или, наоборот, тихим и спокойным. А потом спросить себя: «А я каким был (а)?» Если вы сами интроверт, чувствительный, ранимый – то в кого ему быть другим?
Если же ребенок дома активный, проявляется, но в садике или школе становится зажатым, значит, где-то он теряет ощущение безопасности. Возможно, вы сами ненароком внушаете тревогу: «Не дай себя в обиду!», «Если что – бей первым!». Для ребенка это звучит как предупреждение: «мир опасен».
Попробуйте не учить, а разговаривать. Узнать, что его тревожит, какие ситуации пугают. Не требовать, чтобы он «умел дружить» или «дал сдачи». В пять лет он только учится этим формам общения. Важно предлагать ему разные варианты поведения: не через силу, а через понимание.
Если у ребенка слабая нервная система, агрессия ему не поможет. Ему нужна поддержка, объяснение, пример. А начать стоит с себя: насколько вы гибки в общении? Как реагируете на критику, злость, как умеете говорить «нет»?
Ребенок учится, глядя на вас. Ваш эмоциональный интеллект становится его внутренней опорой. Помните об этом!