Почти триллион. Перенос петербургского порта в Усть-Лугу прирастает миллиардами

Почти триллион. Перенос петербургского порта в Усть-Лугу прирастает миллиардами
Стоимость самого обсуждаемого в портовом бизнесе России проекта вырастает до 800 млрд рублей. Фото: seaport.spb.ru

Представитель РЖД впервые озвучил стоимость расширения железнодорожной инфраструктуры в районе порта Усть-Луга для переноса туда мощностей Большого порта Санкт-Петербург. Это будет стоить 238 миллиардов рублей.

Цифра прозвучала на прошедшем 28 сентября совещании у заместителя министра транспорта России Александра Пошивая. Это третье совещание, которое высокопоставленный чиновник провел для реализации идеи главы «Трансмашхолдинга» Андрея Бокарева по редевелопменту петербургского порта. Как стало известно автору статьи от источника в Минтрансе, присутствовавший на совещании заместитель начальника Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов «Российских железных дорог» (РЖД) Владимир Бродский предварительно оценил необходимое для увеличения мощности порта Усть-Луга на 60 миллионов тонн грузов в год (примерно таков грузооборот Большого порта Санкт-Петербург) расширение железнодорожной инфраструктуры в 238 миллиардов рублей. Это первая официальная оценка стоимости железнодорожной части проекта. А еще представитель РЖД уточнил, что даже при таком бюджете могут возникнуть проблемы из-за расположенных в непосредственной близости заповедных земель, в частности, Курголовского заказника.

Согласно плану Андрея Бокарева, можно вывести портовые мощности за пределы города (например, в Усть-Лугу), а на освободившихся 600 гектарах построить жилье и коммерческие объекты в 4,8 миллиона квадратных метров. По расчетам, так будут созданы 11,5 тысячи рабочих мест. Нынешняя выручка резидентов территории — 130 миллиардов рублей в год, тогда как по завершении проекта она вырастет до 1,5 триллиона, а их налоговые платежи достигнут 84 миллиардов. С такими цифрами Бокарев обратился к прeзиденту, Путин поручил премьер-министру проконсультироваться с ведомствами и регионами

До сих пор этот проект оценивался в 550 миллиардов рублей, но нигде не конкретизировалось, как именно предполагается потратить эту сумму, и включены ли в нее затраты на железнодорожную инфраструктуру. Учитывая, что представитель РЖД на двух предыдущих посвященных проекту совещаниях ни о чем таком не говорил, уместно предположить: стоимость самого обсуждаемого в портовом бизнесе России проекта вырастает до 800 миллиардов рублей — а это уже почти триллион.

Из протокольных моментов: до конца текущего года в «Трансмашхолдинге» должны осмыслить услышанное на совещании и представить в Минтранс инвестиционную декларацию, а полноценный инвестпроект Александр Пошивай ждет к следующей весне. По словам нашего источника, присутствовавший на совещании генеральный директор самого весомого стивидора петербургского порта — АО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ) — Валерий Хон дипломатично обратил внимание на слишком сжатые сроки, которые даны «Трансмашхолдингу» (ТМХ) на формирование инвестиционной части проекта. Он заметил, что только предпроект реконструкции старой части ПНТ стоимостью 5 миллиардов рублей занял полтора года — а предпроект сопоставим с инвестиционной декларацией, на которую замминистра выделил ТМХ три месяца.

По сведениям автора статьи, уточнение выслушали молча, но в портовом сообществе помнят: в середине сентября губернатор Александр Беглов лично участвовал в запуске реконструкции ПНТ вместе со специально прилетевшим для этого из Швейцарии его основным владельцем Михаилом Скигиным. И бизнес-сообщество восприняло это как ответ петербургской власти: Петербургу нужен порт, а не редевелопмент.

Тем более, что по времени это совпало с запуском еще одного крупного инвестиционного проекта в петербургском порту — началом строительства терминала для морской перевалки битума стоимостью более, чем в 1 миллиард рублей, затеянного «Балтийской топливной компанией». Ее генеральный директор Станислав Корнеев сказал автору статьи, что вне зависимости от исполнения проекта Андрея Бокарева он успеет окупить расходы на строительство терминала.

Присутствовавший на совещании представитель группы «Дело» (участник международного транспортного холдинга Global Ports) заговорил о больном:

«У наших иностранных акционеров проект переноса мощностей петербургского порта в Усть-Лугу вызывает серьезные сомнения в целесообразности дальнейших инвестиций в наши петербургские терминалы», - такова высказанная мысль.

Стоит пояснить: Global Ports принадлежат в петербургском порту три стивидорные компании — «Петролеспорт», «Первый контейнерный терминал» и «Моби-Дик». По данным Администрации морских портов Балтийского моря, суммарный объем их грузооборота за первое полугодие 2021 года составил 8,4 миллиона тонн — почти 28% грузооборота всего петербургского порта (ПНТ перевалил за тот же период 4,3 миллиона тонн нефтепродуктов). Global Ports весомый игрок, к словам которого стоит прислушаться, а к инвестициям которого петербургский бюджет не может не проявлять интерес.

Представители других стивидоров, участвовавшие в совещании Минтранса, озвучили мысль, которая давно беспокоит петербургское портовое сообщество: «Поговорите с нами - это не лишнее». Месседж относился к ТМХ, глава которого обратился с идеей переноса мощностей петербургского порта напрямую к российскому прeзиденту, из администрации которого соответствующее распоряжение спустилось в Минтранс.

До сих пор активность в проекте проявил только холдинг «Уралхим» миллиардера Дмитрия Мазепина, которому принадлежит в петербургском порту переваливающий минеральные удобрения «Балтийский балкерный терминал» (10% грузооборота всего порта). В середине лета помощник прeзидента России Максим Орешкин адресовал губернатору Александру Беглову письмо с просьбой выразить свою позицию по поводу возможного переноса мощностей «Балтийского балкерного терминала» (ББК) из Петербурга в Усть-Лугу. В августе Беглов, по сведениям автора статьи, дал положительный ответ, а в начале сентября ББК зарегистрировал в Кингисеппском районе Ленинградской области — как раз там, где располагается Усть-Луга — ООО «Уралкалий-Транс» с уставным капиталом 0,5 миллионов рублей и видом деятельности «Транспортная обработка прочих грузов», что вполне соответствует работе морского терминала.

В каком-то смысле можно констатировать: предложенный Андреем Бокаревым редевелопмент петербургского порта начался, и, как минимум, одному его игроку идея понравилась. Осталось дождаться полноценного инвестпроекта, в котором ТМХ сформулирует масштабы и источники финансирования с учетом заявленных 28 сентября 238 миллиардов рублей на железнодорожную составляющую. Тут стоит добавить: на прошедшем в августе предыдущем совещании у Александра Пошивая представитель ТМХ заявил, что его компания готова полностью профинансировать весь проект.

P.S.

К моменту выхода статьи в «Российских железных дорогах» на предложение о комментарии не отреагировали

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру