Ротенберг не прав: «Газпром» отбил у строителя Крымского моста миллиард

Ротенберг не прав: «Газпром» отбил у строителя Крымского моста миллиард
Почти миллиард рублей получит «Газпрома» по решению суда. Фото: пресс-центр «Газпрома»

Бракованные трубы страховке не подлежат. Суд уличил подрядчика «Стройгазмонтажа» в бракодельстве и не позволил взыскать почти миллиард рублей с дочки «Газпрома».

Построившее Крымский мост АО «Стройгазмонтаж» лишилось последней надежды взыскать 885 миллионов рублей с ПАО «Газпром» и его петербургской дочки ООО «Газпром инвест» в споре из-за строительства нефтеконденсатопровода «Уренгой-Пур-Пэ» в Ямало-Ненецком автономном округе за 44 миллиарда рублей. Такое постановление вынес 29 ноября Арбитражный суд Северо-Западного округа, оставив в силе решения петербургского арбитража и апелляционной инстанции. Фактически, это завершение длившегося полтора года спора двух гигантов, хотя у «Стройгазмонтажа» остается призрачный шанс пожаловаться в Верховный суд.

Нефтеконденсатопровод «Уренгой-Пур-Пэ» считается альтернативой конденсатопроводу «Уренгой-Сургут» – один из самых крупных проектов «Газпрома» в восточной Сибири. Он позволяет подключить новые районы нефтедобычи Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края к магистральной системе нефтепроводов Транснефти, то есть к нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан». Территориально нефтеконденсатопровод находится в пределах Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области.

Генеральный подрядчик строительства и истец в судебном процессе – ООО «Стройгазмонтаж», чьим правопреемником стало одноименное акционерное общество. ООО его бывший основной владелец Аркадий Ротенберг продал в ноябре 2019 года совсем непубличному на тот момент АО «Стройинвестхолдинг» Ольги Сафоновой. Сделка совпала по времени с датой официального завершения строительства Крымского моста (23 декабря 2019 года), чьим генподрядчиком был «Стройгазмонтаж».

Разве что нелепая случайность могла предать гласности тот факт, что при строительстве такого гиганта бывает банальный брак. Роковой случайностью стал мелкий организационный сбой – по какой-то причине «Газпром» не застраховал возможные риски при строительстве трубопровода чуть больше, чем на год – не покрытым страховкой оказался период с 30 сентября 2017 года по 25 декабря 2018-го. Это, в общем-то, мелочь по сравнению с масштабом контракта, заключенного в декабре 2015 года и на данный момент окончательно не исполненного.

Надо же было такому случиться, чтобы как раз в этот период – в январе, сентябре и октябре 2018 года – произошла разгерметизация сварных швов на стыках труб и 151 колодца, проседание технологического проезда и неполадки с изоляцией.

По условиям контракта обязанность страховать риски возложена на «Газпром», в связи с чем «Стройгазмонтаж» предсказуемо обратился к страховщику – компании «Согаз»: мол, организуйте выплату по страховому случаю. Тут-то и выяснилось, что аварийный период не совпал со сроками действия страхового полиса. Почему такое произошло, никто толком объяснить не смог, но позиция «Согаза» оказалась непробиваемой: с какой стати мы будем выплачивать страховку за период, на который наш страховой договор не распространяется?

Почти 900 миллионов рублей, в которые встало устранение неполадок, даже для «Стройгазмонтажа» весьма приличная сумма. И тем более неприятно, что виновником брака оказался подрядчик, а ответственность лежит на «Стройгазмонтаже» как генеральном подрядчике. Тогда-то юристы компании и вспомнили про пункт договора, обязывающий «Газпром» застраховать контракт. Претензию переадресовали ему - раз вы забыли застраховаться, то будьте любезны, платите сами. И вновь ничего не вышло. «Газпром» платить отказался: мол, трубы варил ваш подрядчик, а уж точно не мы.

Так в августе 2020 года начался этот судебный процесс, который к сегодняшнему дню прошел три инстанции, каждая из которых стоит на одной и той же позиции: «Газпром» не виноват, а потому отвечать не должен.

По мнению арбитражных судов, обошедшиеся почти в миллиард недостатки не могут считаться страховым случаем, потому как наступили в результате допущенного при строительстве брака, а не, например, падения на трубопровод самолета. Соответственно, если бы даже в этот период страховой договор действовал, «Стройгазмонтажу» все равно не смог бы взыскивать деньги за устранение недостатков со страховой компании. Значит, организационный сбой, из-за которого страхового договора не оказалось, никакого отношения к происшедшему не имеет, и допустивший этот сбой «Газпром» отвечать не должен.

Из материалов судебного процесса видно, что подрядчиком, допустившим брак, оказалось АО «Ленгазспецстрой» – именно за его счет были устранены неполадки и именно ему, по условиям подрядного договора, «Стройгазмонтаж» должен компенсировать эти 900 миллионов. Если, конечно, рассматривать происшедшее как страховой случай – как раз в таком смысле звучит соответствующая часть договора «Стройгазмонтажа» с «Ленгазспецстроем».

«Сторонами в ходе судебного разбирательства подтверждено, что дефекты … связаны с некачественным выполнением … работ… Качество выполняемой подрядчиком работы в соответствии с положениями действующего законодательства не относится к рискам подрядных правоотношений… Страхование не освобождает соответствующую сторону от обязанности принять необходимые меры для предотвращения наступления страхового случая…», — написано по этому поводу в окончательно утверждённом 29 ноября решении Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Надо сказать, «Стройгазмонтаж» боролся за компенсацию ошибок своего подрядчика до последнего. После вынесенного 29 ноября постановления окружного арбитражного суда остается лишь Верховный суд, добиться отмены нормативных актов нижестоящих инстанций в котором мало кому удается. Надо полагать, теперь компании предстоит договариваться с допустившим строительный брак «Ленгазспецстроем» – но пока на портале «Электронное правосудие» судебные иски «Стройгазмонтажа» к нему не зарегистрированы. Поэтому на сегодняшний день именно «Стройгазмонтаж» оказался в роли проигравшего судебный процесс.

Справка:

По данным СПАРК, ООО «Стройгазмонтаж» в сентябре 2020 года реорганизовано в одноименное АО. На тот момент 100 % долей компании принадлежали АО «Стройинвестхолдинг», возглавляемому Ольгой Сафоновой. По данным на июль 2019 года 100 % акций АО принадлежали ей же.

До 21 ноября 2019 года 100 % долей ООО «Стройгазмонтаж» принадлежали Аркадию Ротенбергу. С 21 ноября владельцем этих долей стал «Стройинвестхолдинг».

Допустившее брак при строительстве трубопровода АО «Ленгазспецстрой» зарегистрировано в Петербурге в 1994 году. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка компании за 2020 год превысила 23 миллиардов рублей. Основной акционер с актуализацией на конец 2020 года – тот же «Стройгазмонтаж» (62.67 %), крупные пакеты у кипрской BOREAS ASSET MANAGEMENT LTD (17.08 %) и московского ООО «Одеон» (16.09 %).

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру