Мусорный тупик — нельзя просто взять и закрыть полигоны

Мусорный тупик — нельзя просто взять и закрыть полигоны
К осени 2022 года «УКООЛО» намерена запустить комплекс переработки отходов в промзоне «Фосфорит» в Кингисеппском районе. Фото: canva.com

Управляющая компания Ленобласти по отходам намерена построить еще один объект по переработке мусора. В портфолио проектировщика комплексы в Московской области, в том числе крупнейший в Восточной Европе. Но, по мнению экспертов, и этот и другие проекты не смогут окончательно закрыть переполненные полигоны, как это обещают власти. Открытый вопрос – куда же поедет мусор Петербурга в 2023 году?

На Российском экологическом форуме 13 октября вице-премьер Виктория Абрамченко представила рейтинг регионов, которые вступили в мусорную реформу. Первые пять строчек заняли Астраханская, Калининградская, Курская, Московская и Мурманская области, а Ленобласти не оказалось и в десятке.

Впрочем, как выяснила наша редакция, процесс изменения традиционных способов складирования мусорных гор все же идет. Так, петербургское ООО «Институт Проектирования, Экологии и Гигиены» начало в этом году проектирование нового объекта в 47-регионе. Заказчиком выступает «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленобласти» (УКООЛО, регоператор Ленобласти по обращению с отходами), сообщили в ее пресс-службе. Объект мощностью 300 тысяч тонн мусора в год должны построить до 2024 года, а месторасположение не раскрывается, что не удивительно с учетом отношения местного населения и дачников к близости с любым объектом этой отрасли. В УКООЛО отметили, что подрядчик имеет опыт по проектированию трех комплексов по переработке отходов (КПО) в Подмосковье, в том числе «Восток», мощность которого составляет 1,2 миллиона тонн в год. ГК «Эколайн», которая эксплуатирует КПО «Восток», называет его самым мощным предприятием по переработке отходов во всей Восточной Европе. Главная особенность – минимум ручного труда и максимальная автоматизированность процессов, отбор вторсырья из 25 фракций. Объем захоронения отходов там смогли довести до 25 %, утверждается на сайте ГК «Эколайн».

К осени 2022 года «УКООЛО» намерена запустить комплекс переработки отходов в промзоне «Фосфорит» в Кингисеппском районе мощностью 300 тысяч тонн, из которых 60 % будут отправлять на утилизацию. «Это позволит нормально функционировать системе обращения отходов всей южной части региона после прекращения работы полигона «Новый Свет» (принадлежит семье владельца «Автопарк №1 Спецтранс» Анатолия Язева - прим.ред.), запланированного на 1 января 2024 года», — отметили в пресс-службе УКООЛО.

Кроме того, компания намерена модернизировать собственные полигоны для сортировки мусора. В ее собственности пять из 14 существующих объектов размещения твердых коммунальных отходов в Ленобласти. К 2021 году УКООЛО обновил оборудование и ввел в эксплуатацию автоматизированные линии сортировки на полигоне вблизи поселка Тракторное Приозерского района. «За первое полугодие 2021 года из 100 % поступивших на объект отходов 95 % было отсортировано», — несколько неожиданно для автора добавили в УКООЛО.

Если по-московскому

К 2023 году Ленобласть готовится исполнить обет, данный самой себе — перестать использовать полигоны в старом формате. Прекратить захоранивать мусор на свалках пообещал в 2020 году губернатор региона Александр Дрозденко, его инициативу поддержал областной ЗакС, оформив это в закон об обороте отходов. При этом Дрозденко уточнил, что до введения полного запрета на работу полигонов необходимо найти им альтернативу. Вместо использования свалок область рассчитывает строить мусороперерабатывающие комплексы «с нулевым остатком не перерабатываемых отходов». «Хвосты» — те самые не перерабатываемые отходы — планируется не складировать на полигоны, а преобразовывать в альтернативное топливо (SRF и RDF). Отсюда и теоретический «нулевой остаток».

В комитете по обращению с отходами Ленобласти уточнили, что к 2023 году на территории области останется не более восьми действующих объектов размещения отходов, с тенденцией к закрытию к 2030 году. Сейчас в области 26 полигонов. «Девять объектов оборудованы сортировочными линиями, мощностью 665 тысяч тонн в год, кроме того работает четыре сортировки вне полигонов, мощностью 424 тысяч тонн в год», — поведали в пресс-службе комитета. Там подчеркнули, что общая мощность сортировки в Ленобласти превышает 1 миллион тонн в год, что позволяет ей покрыть собственные потребности. В 47-м регионе ежегодно образуется 720 тысяч тонн мусора в год.

Изначально область анонсировала строительство четырех мусороперерабатывающих комплексов, но затем количество объектов снизили до трех. Еще два аналогичных объекта должны организовать в Петербурге. Заказчиком всех пяти строек и будущей управляющей компанией должен стать «Невский экологический оператор» (НЭО, регоператор Петербурга по обращению с отходами). Месторасположение будущих комплексов НЭО в Ленобласти не раскрывает. В организации признали, что до введения в эксплуатацию этих комплексов мусор придется по старинке отвозить на полигоны.

Столичный опыт не в помощь

В Московской области в декабре прошлого года официально закрылся последний — 39-й полигон. Подмосковные свалки отправили на рекультивацию, вместо них мусор отвозят на десяток комплексов переработки отходов (КПО), где происходит процесс сортировки. Суммарная мощность составляет 7,5 миллиона тонн в год. Инвестиции в мусоропереработку Подмосковья превысили 220 миллиардов рублей, 15 % из которых — бюджетные. Такой объем вложений не по карману Петербургу и Ленобласти, хоть объемы мусора официально тут и другие — около 3 миллионов тонн в год, говорит председатель общественной организации «ЭКОС» (объединяет работающие с отходами предприятия) Сергей Санне. По его мнению, без компенсаций из бюджета не обойтись.

«Там в проект вложили миллиарды, чтобы мусор превращать в сырье для производства RDF-топлива (Refuse Derived Fuel – топливо из остатков после сортировки отходов). В Петербурге и Ленобласти до сих пор не представлена финансовая модель единого регоператора, не представляю, как можно будет обойтись без компенсаций от РЭО (Российский экологический оператор)», — говорит Санне.

Ни одна технология по переработке мусора не может исключить образование хвостов, говорит директор по развитию строительной компании «Гидрокор» Олег Гладштейн. Подмосковные КПО — не исключение, они включают в себя полигоны, на которые все же складируют не перерабатываемые отходы, подчеркивает он. По оценке эксперта, из всего объема мусора можно извлечь 30-40 % техногрунта, 15 % — вторсырья (бумага, полиэтилен, пластик, металл и прочее), 25 % — RDF-топливо.

«Оставшиеся 20-30 % — это хвосты, которые невозможно утилизировать. Даже если сжечь, то все равно останется зола — ее нужно где-то захоронить. При обработке просто можно значительно снизить процент захоронений и повысить процент отбора полезных компонентов — в этом и состоит одна из основных задач мусорной реформы», — поясняет Гладштейн.

По его оценке, если дело дойдет до рекультивации крупных полигонов 47-го региона, то на эти мероприятия может уйти от двух до четырех лет — в зависимости от объема накопленного мусора. В комитете по обращению с отходами ЛО сообщили, что закрыт для приема отходов объект размещения отходов в Волосовском районе Ленобласти, к 2023 году будут закрыты еще пять полигонов в разных районах, работавших с 1970-х годов. Запланирована рекультивация городских свалок в Светогорске и Приозерске, идет подготовка соответствующих документов.

По мнению совладельца «Автопарка №1 Спецтранс» Анатолия Язева, подмосковная модель переработки мусора не сильно отличается от нынешнего способа захоронения отходов: «Что изменилось? Мусор разобрали и привезли на полигон вместе с органикой, которая практически не востребована. Образуются те же метан и фильтрат. Планируется, что с комплексов в Подмосковье хвосты направят на сжигание, но, когда мусоросжигательные комплексы наконец там построят?».

При этом Язев намерен модернизировать существующие площадки своей компании по сортировке мусора: три в Петербурге и одну на полигоне «Новый свет» под Гатчиной. После преобразований в 2022 году их совокупная мощность составит около 500 тысяч тонн в год, то есть одну шестую от объема двух регионов. У автора создалось впечатление, что позиция «УКООЛО» по закрытию принадлежащего Язеву полигона «Новый Свет» бизнесмену не особенно близка.

«Альтернативное топливо не сильно востребовано на рынке. Мы его отправляем на цементные производства в Тулу и Калугу. Но в других регионах спрос ниже, потому что нашим цементникам выгоднее использовать газ», — говорит Язев.

Процесс строительства мусороперерабатывающих заводов в Петербурге и Ленобласти растянется, полагает президент петербургской компании «Созвездие» (входит в холдинг «Созвездие водолея») Владимир Хильченко. Он говорит, что для строительства мусороперерабатывающего завода необходимо пройти примерно 40 различных согласований с федеральными и региональными ведомствами. «Даже при административном ресурсе быстро не получится», — уверен Хильченко.

Предприниматель обращает внимание на то, что ситуация к 2023 году выглядит тупиковой. Существующие полигоны практически исчерпали свой запас — их проектная вместимость в 47-регионе составляет 95 %. Он видит сложность и в невозможности вывозить мусор из Петербурга в Новгородскую область, где есть мощности у мусорных полигонов — между регионами нет соответствующего соглашения.

Сергей Санне предположил, что все участники поначалу будут использовать все возможные способы для вывоза петербургского мусора: «Затем пузырь недопонимания лопнет — отходы формально отберут на станциях сортировки, назовут их "вторсырьем" и повезут на полигоны в Новгородскую или Вологодскую области».

Владимир Хильченко отмечает, что «хоть сортировка с технологической точки зрения представляет простое разделение отходов на фракции, но с точки зрения лицензионной деятельности — это уже создание продукта», поэтому складирование хвостов формально уже перестает быть просто захоронением мусора.

В Ленобласти как в Бразилии

Процент захоронения мусора в России остается по-прежнему критически высоким — 90 %. По словам вице-премьера Виктории Абрамченко, аналогичные показатели у Мексики и Бразилии. При этом мусорная реформа может быть закончена в половине регионов России уже к 2024 году. Остальные субъекты находятся в зоне риска, переходный период в этой части страны, скорее всего, затянется до 2030-го. Для отстающих, отметила в своем выступлении на форуме Абрамченко, вырабатывают инструмент «помощи, а где-то понуждения». Возможно, что-то подобное ждет единого регоператора Петербурга и Ленобласти. 

По мнению эксперта отрасли Сергея Санне, дело может сдвинуть с мертвой точки либо «федеральный административный пинок», либо коммерческие перспективы — выгодный тариф для НЭО, а в результате и УКООЛО, на полигонах которого будут размещать отходы. Ну а в случае «удобного коммерческого сценария» бремя ляжет на население, для которого рост коммунальных платежей — как острый нож.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру