Прокуратура заставила администрацию самого маленького города России зарегистрировать самую маленькую дорогу, которая пока ничейная. Там столкнулись интересы гигантов — «НОВАТЭКа» и «Российских железных дорог» — и жителей острова, который помнит Суворова.
Несколько десятков метров, связывающих жителей острова Майский с материком, администрация муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленобласти должна поставить на учет не позднее боя курантов в следующем, 2022-м, году. Такое решение Выборгский городской суд опубликовал 26 октября.
Ничейную пока дорогу последним привел в порядок «НОВАТЭК» — его дочка ООО «Криогаз-Высоцк» подвозила по ней материалы для строительства комплекса по производству и морской перевалке сжиженного природного газа (СПГ). Там же железнодорожный переезд, принадлежащий РЖД. Когда терминал достроили, дорогу решили убрать, чтобы не мешать движению поездов — но у жителей Майского другого способа выбраться на материк нет. В конфликт включилась Ленинград-Финляндская транспортная прокуратура.
Характерно, что правы все. За ничейную дорогу никто не отвечает, значит, она опасна для автомобилистов и пешеходов сама по себе, а с учетом пересекающей её «железки» тем более. Да и вообще, нет у РЖД такой инструкции, чтобы обустроить переезд на несуществующей дороге. Тут масса формальностей, которые невозможно привязать к тому, чего по документам нет. «НОВАТЭКу» все равно — терминал построен — до свиданья. А муниципалитет Высоцка вообще оказался в состоянии параллельной реальности: «Какая дорога, там же лес?!», — надо полагать, с неподдельным удивлением заявил на суде представитель местной власти.

Трасса от Приморского шоссе в Высоцк проходит через остров Майский — туда попадаешь по дамбе, которую когда-то давно построили по приказу генералиссимуса Суворова. Через несколько сотен метров слева поворот к расположенному на острове поселку, но между трассой и поселком железная дорога. Про этот поворот с максимальной конкретностью рассказал на суде представитель государственного «Приозерского ДРСУ»: они обслуживают 10 метров съезда с дороги на Высоцк в сторону спорного объекта.
Это не случайность — за упомянутыми 10 метрами как раз и проходит железная дорога, переезд через которую ДРСУ обслуживать никак не может, потому что всё, связанное с рельсами, проходит по совсем другому ведомству. В общем-то, по документам, переезда там никакого нет, хотя в жизни он, конечно, давно есть, но существует, скажем так, с переменным успехом. Лет десять железнодорожники его разрушали — например, рыли траншеи поперек несуществующей дороги —а жители Майского вооружались лопатами и зарывали эти траншеи. Домой-то надо добираться.

Но в 2018 году пришел «НОВАТЭК», и это стало праздником. Построенный им временный переезд для обеспечения строительства СПГ-терминала в порту был просто замечательным. Но все хорошее быстро заканчивается — в 2020 году терминал построили, «НОВАТЭК» помахал рукой на прощание в том смысле, что переезд ему больше не интересен. И жители Майского поняли: придется снова браться за лопаты.
Тут стоит добавить, что лопаты в этой истории фигурируют в прямом и переносном смысле. Как-то раз один из обитателей острова бизнесмен Сергей Киселев на собственные деньги нанял строительную компанию, которая постояла самый настоящий переезд — с резинокордовыми плитами вдоль рельс, как положено. Но снова появились крепкие парни в спецовках с символикой РЖД с лопатами — и круг замкнулся.
В кулуарах высоцкого муниципалитета, на территории которого развивается драма, и чиновников которой давно забросали жалобами и требованиями оставить переправу в покое, сформировалось два идеологически противоположных лагеря. Позиция одного: да ладно, в поселке на Майском 20 человек живут — и без переезда обойдутся. Позиция второго: но это тоже люди…
В 2020 году островитяне привлекли четвертую власть — после серии публикаций в СМИ (https://47news.ru/articles/176762/) и соответствующего удара кулаком по одному из столов в центральном аппарате РЖД местные железнодорожники обустроили переезд - установили даже дорожные знаки, семафор, оборудовали аварийную сигнализацию.

И попросили высоцких муниципалов: вы дорожку-то оформите, нет в России переездов через дороги, которых по документам не существует. Но ничего не вышло - этой последней и, казалось бы, мелкой формальности что-то безнадежно мешало.
На судебном процессе, инициированным Ленинград-Финляндской транспортной прокуратурой, выяснилось, что муниципалитет самого маленького города России пребывает по данному вопросу в параллельной реальности.
«Администрация муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области … требования не признала, указав, что спорный участок автомобильной дороги расположен за землях лесного фонда, не относящихся к ведению администрации…», — написано в решении Выборгского городского суда.
«Помилуйте, какой лес — там ездят машины и поезда, и вообще располагается населенный пункт», - юридически корректными фразами отреагировал суд.
«В ходе судебного разбирательства установлено … что дорога, проходящая от улицы Майский проезд в сторону автодороги … находится в границах МО «Высоцкое городское поселение» и предназначена для дорожного движения, используется неограниченным кругом лиц, следовательно, является дорогой общего пользования, право собственности на указанный объект в установленном законом порядке за кем-либо не зарегистрировано…», — возразил высоцким муниципалам суд.
Перед вынесением решения судья разъяснила очевидное: «Дорога является объектом жизнеобеспечения, находятся в границах муниципального образования в бесконтрольном состоянии, в реестр муниципальной собственности не внесена, что создает угрозу возникновения затруднительных условий для граждан, может привести к опасности для здоровья людей и тяжелым последствиям…».
Суд признал незаконным бездействие муниципальной администрации, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет несчастной микродороги и потребовал исправить ситуацию до конца 2022 года. Так и будет, если решение утвердит Ленинградский областной суд, куда, судя по сайту вынесшего решение Выборгского городского суда, высоцкая администрация уже подготовила апелляционную жалобу.
Противостояние прокуратуры и высоцкого муниципалитета — на просто буквы на бумагах. РЖД четко обозначило свое отношение к происходящему: чтобы все успокоились, мы строим переезд. Но переездов через несуществующие дороги не бывает. Если муниципалы одолеют прокуратуру, переезд снесут — на этот раз навсегда.