Владимир Куксин: Складирование стройотходов на контейнерных площадках — административное правонарушение

Владимир Куксин: Складирование стройотходов на контейнерных площадках — административное правонарушение
Куксин Владимир Валерьевич. Фото: предоставлено АО «Автопарк №6 Спецтранс»

Бесконтрольное складирование отходов от строительства на контейнерных площадках часто становится препятствием для вывоза твердых коммунальных отходов. Значительно более объемные и тяжелые, чем бытовой мусор, такие отходы создают препятствие для подъезда спецтехники, а помещенные в контейнер, ломают гидравлические механизмы и конструкцию мусоровоза при погрузке. О правилах обращения со строительными отходами рассказывает генеральный директор ООО «Спецтранс 47» и первый заместитель директора АО «Автопарк № 6 Спецтранс» Владимир Куксин.

— Владимир Валерьевич, обе компании, которыми Вы руководите, являются генеральными подрядчиками регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Ленинградской области. В чем специфика этой работы и почему отходы строительства должны вывозиться по отдельному договору?

— На первом этапе реформирования отрасли обращения с отходами законодательные изменения коснулись только одного вида отходов — бытовых или твердых коммунальных отходов. В соответствии с законом, это отходы, которые образуют граждане в процессе повседневного потребления внутри жилых помещений и аналогичные по содержанию отходы, образуемые юридическими лицами в нежилых помещениях. По сути, речь идет о содержимом мусорного ведра человека, а также крупногабаритных отходах — старой мебели, бытовой техники, сантехники, дверей, оконных рам и отходов от текущего ремонта.

В соответствии с разъяснениями Минстроя РФ к текущему (косметическому) ремонту относят работы по устранению мелких неисправностей, которые возникают в ходе повседневной эксплуатации жилья. Капитальный ремонт — работы по восстановлению утраченных первоначальных основных технических характеристик объекта. Это замена перекрытий, снос и переустройство стен, снятие элементов внутренней отделки: плитки и штукатурки и так далее. Вывоз таких отходов является прямой обязанностью образователя отходов, того кто их производит. Юридическое или физическое лицо, осуществляющее строительные работы, должно их вывезти на специализированные объекты утилизации или размещения за свой счет на основании отдельного договора с перевозчиком, имеющим соответствующее разрешение (лицензию) для отходов 4 класса опасности и без лицензии для отходов 5 класса опасности.

Важно помнить, что легальный перевозчик, прежде чем приступить к сбору и последующему транспортированию контейнера с строительными отходами, должен получить от образователя этих отходов паспорт на отходы или протокол КХА отхода. Если таких документов нет, официальный полигон не допустит выгрузки данных отходов на своей площадке. Поэтому не рекомендуется поспешно принимать предложения компаний, не имеющих лицензии и опыта работы в сфере обращения с отходами. Всегда существует риск, что мусор будет нелегально сброшен в непредназначенном для этого месте.

— Почему нельзя просто вынести эти отходы на близлежащую контейнерную площадку?

— Потому что организованные контейнерные площадки предназначены исключительно для накопления твердых коммунальных отходов, вывоз которых оплачивают жители в размере 101 руб. с человека в ИЖС или 5,57 руб. с 1 кв.м в МКД.

Более того, для их сбора и транспортирования используются специализированные технологичные машины с пресс-уплотнителями. Подъезжая к накопителю, машина автоматически захватывает его и опорожняет содержимое в кузов, где мусор прессуется. Это уменьшает объем, обеспечивает аккуратную погрузку мусора без просыпания и позволяет обслужить большее количество площадок одним мусоровозом, что важно в условиях ограниченного количества мест размещения отходов в Ленинградской области. Если в баке обнаружатся строительные отходы, например, бетонный бой, кирпич или арматура, то, во-первых, контейнер такого веса не может поднять гидравлическая система мусоровоза и ломается, а, во-вторых, попав в кузов мусоровоза, они просто сломают гидравлическое оборудование и повредят кузов. Техника выйдет из строя, а значит повлечет за сбой (срыв) вывоза у иных образователей, которых также обслуживает данный мусоровоз. При этом, законодательство РФ содержит прямой запрет на складирование в контейнеры отходов, способных повредить технику или нанести вред жизни и здоровью специалистов, осуществляющих погрузку отходов в мусоровоз.

Для сбора строительных отходов используются так называемые ломовозы — это тяжелые грузовые автомобили с краноманипулой, которая позволяет поднимать с земли объемные и тяжелые предметы и обеспечивать их транспортирование.

— Насколько эта проблема актуальна для Ленинградской области?

— В летний сезон, когда активизируется строительство на дачных участках, эта проблема особенно актуальна. Ежедневно мы составляем десятки актов об обнаружении на контейнерных площадках свалок строительных отходов, направляем информацию региональному оператору, который, в свою очередь, передает ее в органы местного самоуправления, которые обязаны принять меры по приведению территории в надлежащее санитарное состояние и обеспечивать вывоз строительных отходов. Замусоренность контейнерных площадок, которую видят жители, результат, в первую очередь, несоблюдения порядка накопления отходов и нарушения физическими и юридическими лицами требований по обращению с отходами производства и потребления. Отходы от капитального ремонта, сноса зданий, ухода за растительностью на приусадебном участке, шины и прочие не учтены в нормативах накопления ТКО, не включены в тариф регионального оператора по обращению с ТКО и не могут вывозиться нами как перевозчиком в рамках платы, начисляемой населению исключительно за оказание услуги по вывозу ТКО. К сожалению, жители области не понимают, кто несет ответственность за вывоз указанных отходов и считают, что их оставление на площадке результат некачественной работы перевозчика.

— Какова ответственность для нарушителей и каким образом осуществляется контроль?

— К сожалению, вопрос обращения со строительными отходами до сих пор комплексно нормативно не урегулирован и не включен в мусорную реформу. В начале этого года появилась информация о том, что Минприроды РФ разработало дорожную карту по решению вопросов обращения с отходами, образующимися в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, благоустройства, а также сноса и демонтажа зданий. Но готового решения пока нет и до этого момента вывоз строительных отходов будет являться исключительной зоной ответственности самого отходообразователя. За невыполнение соответствующей обязанности он будет привлекаться к административной ответственности, если будет установлен, а в случае невозможности установления образователя — вывоз указанных отходов будет возложен на органы местного самоуправления по месту нахождения захламленной строительными отходами контейнерной площадки, т.е. за счет наших с вами налогов, из которых формируется муниципальный бюджет.

Проблема в том, что даже при заключении договора с перевозчиком, образователь таких отходов не может быть до конца уверен, что мусор будет доставлен на объект переработки. Если в обязанности транспортировщика ТКО входит подключение техники к системе слежения ГЛОНАСС, предоставление фото и видеофиксации, отчетов о передаче мусора на объекты обработки, то у перевозчика строительных отходов таких обязательств нет. Мусор может оказаться в лесу или сброшенным на обочине вдоль дороги, а может быть оставлен на ближайшей контейнерной площадке, что, как я уже говорил, является нарушением. Если факт правонарушения удастся зафиксировать (а такие прецеденты есть), «нелегалу» будет выписан штраф в соответствии со статьей 8.2 КоАП (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами). Если нет, то такой «несанкционированный сброс» строительных отходов автоматически классифицируется как несанкционированная свалка, ответственность за ликвидацию которой возлагается на балансодержателя земельного участка в соответствии со статьей 42 Земельного Кодекса РФ.

— Каким на сегодняшний день может быть решение?

— В Ленинградской области ужесточены штрафы за нарушения при обращении с отходами производства и потребления, вводится контроль за перемещением техники, специализированной для перевозки строительных отходов, создаются реестры лицензиатов, проводятся контрольно-надзорные мероприятия.

Начиная строительство, каждый должен заключить отдельный договор с перевозчиком на вывоз строительных отходов с обязательным предоставлением документа — акта с отметкой полигона о приеме этих строительных отходов. В этом случае можно быть уверенным, что ваш мусор точно доехал до полигона, а не сброшен в ближайшем овраге. Легальный перевозчик предоставит бункер и обеспечит безопасный вывоз и утилизацию строительного мусора.

При обнаружении несанкционированной свалки необходимо обращаться в органы местного самоуправления — администрации городских и сельских поселений (не в муниципальные районы), которые обязаны принять меры по ее ликвидации, или в Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области.

Для того, чтобы обеспечить оперативную уборку таких свалок строительных отходов на контейнерных площадках, Региональный оператор обратился к администрациям муниципальных образований Ленинградской области с предложением заключить в инициативном порядке договоры на очистку территории в рамках полномочий по созданию и содержанию мест накопления отходов, которые возложены на органы местного самоуправления федеральным законом. Более 15 муниципальных образований уже заключили соответствующие договоры на уборку несанкционированных свалок строительных отходов, веток и порубочных остатков. С остальными муниципалитетами ведется соответствующая работа по заключению отдельных договоров на вывоз строительных отходов непосредственно по факту их обнаружения на контейнерных площадках, в том числе и с помощью Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру