Губернатор Ленобласти поручил проверить мощный терминал «Ультрамар» в Усть-Луге

Губернатор Ленобласти поручил проверить мощный терминал «Ультрамар» в Усть-Луге
фото: пресс-служба правительства ло

Крупный портовый терминал «Ультрамар» под Кингисеппом по инициативе правительства Ленобласти навестили Росприроднадзор и транспортная прокуратура. Объект создавался для перевалки минеральных удобрений, но местные жители жалуются, что от него летит угольная пыль. Пока знаковый для 47-региона объект только предостерегли.

О проверках в портовом терминале ООО «Ультрамар» под Кингисеппом на днях сообщил комитет госэконадзора Ленобласти. Причина может крыться в нарушении договоренностей по реализации проекта. Такой вывод можно сделать после жалобы на работу объекта со стороны местных жителей. По их словам, терминал загрязняет окружающую среду угольной пылью.

Инвестиционный проект строительства терминала предполагал перегрузку минеральных удобрений, но никак не открытую перевалку угля. Именно это в региональном правительстве сочли нарушением договоренностей, после чего на территорию терминала нагрянули надзорные органы.

Напомним, создание терминала компании «Ультрамар» в порту «Усть-Луга» стартовало в начале 2019 года. Ввод в эксплуатацию первой очереди объекта был намечен на осень 2020 года – это был экстремально короткий срок, но инвестор в него уложился. В дальнейшем проект продолжил расти вширь. Сейчас на терминале работает шесть причалов, он крупнейший в порту «Усть-Луга»: территория равна 5 гектарам. И конечно, сложно переоценить значимость этого объекта – особенно в условиях санкций. Целью инвестора было – создать крупный промышленно-логистический парк, и это получилось. В апреле 2022 года терминал практически вышел на проектную мощность первой очереди, перевалив уже 10 миллионов тонн минеральных удобрений (проектная мощность первой очереди, что под Вистино, – 12 миллионов тонн в год).

По информация официального сайта ООО «Ультрамар», компания оказывает полный комплекс услуг по перевозке и перевалке как сыпучих, так и жидких грузов (минеральных удобрений) в контейнерах из портов «Санкт-Петербург» и «Усть-Луга» по всему миру. Есть у компании услуга блендинга – смешивания удобрений, а также свое производство NPK и гранулированного сульфата аммония в Шушарах.

«Ультрамар» вкладывает существенные ресурсы в развитие своей логистической инфраструктуры и пользуется поддержкой как на региональном, так и на федеральном уровнях. На этапе анонса проекта представители «Ультрамар» гарантировали его экологичность, использование современных технологий. Речь, в частности, шла о беспыльной погрузке удобрений, которые должны были перемещаться только закрытым способом без контакта с окружающей средой, дабы не засорять последнюю.

Но что-то пошло не так. Потому что вскоре после появления портов терминала ООО «Ультрамар» в администрацию Ленобласти стали поступать жалобы от местных жителей. Эти сообщения связывали с первым поступлением на терминал окатышей – измельченного рудного концентрата в гранулах. Далее последовали неоднократные жалобы на облака черной пыли и черный снег зимой, о чем регулярно писали СМИ

Еще одна громкая история эко-претензий местных жителей к «Ультрамар» связана с покраснением воды в Финском заливе под Кингисеппом год назад. Тогда люди сообщили в Росприроднадзор по СЗФО о красноватом дыме, который шел из трубы предприятия. Озвучивалось предположение, что виной всему пыль, образующаяся при перевалке окатышей глины на терминале «Ультрамара». Красная вода в Финском заливе наделала шума в СМИ и среди местного населения, но потом «Ультрамар» изменил технологию работы с сыпучими грузами. Со временем все стихло. И вот снова – черная пыль, жалобы, проверки.

Для прояснения ситуации мы связались с директором по развитию компании «Ульрамар» Виктором Гешеле, однако оказалось, что он уже две недели находится в отпуске и происходящее прокомментировать не может.

«До моего отъезда было все нормально. Будет проверка – будут выводы. Все нормально должно быть», — вот и все, что сообщил нам топ-менеджер.

После этого мы дозвонились до главы комитета госэконадзора региона Маринэ Тоноян, которая рассказала больше.

«Жалобы на деятельность «Ультрамара» были и есть – они возникают периодически со стороны местных жителей. Поскольку компания подведомственна федеральному надзору, мы по поручению губернатора направили в адрес транспортной прокуратуры и Росприроднадзора запросы, чтобы они пояснили, проводили ли они на предприятии контрольно-надзорные мероприятия и что вообще там происходит. Росприроднадзор уже ответил, что совместно с Роспотребнадзором выезжал на объект, где проводились замеры на наличие или отсутствие ПДК вредных веществ в воздухе. Превышений не обнаружили. Вместе с тем они объявили предостережение «Ультрамару» о необходимости соблюдения требований экологической безопасности. Транспортная прокуратура пока не дала нам ответ – у нее должна быть более полная информация. Думаю, ответ будет на этой неделе. Полученную информацию мы обнародуем, поскольку вопрос на контроле у губернатора. И это важно местным жителям. Но сейчас, кстати, жалоб нет. Они были по весне и в июне, когда были неблагоприятные погодные условия – жара и т.д.», – поделилась информацией спикер.

Справка

По данным СБИС, ООО «Ультрамар» (стоимость бизнеса – 3,4 миллиарда рублей) образовано 6 октября 2009 года. Оно занимается транспортной обработкой грузов и еще шестью видами деятельности, в том числе строительством гидротехнических сооружений, производством дноочистительных, дноуглубительных и берегоукрепительных работ, перевозками, складированием и хранением и т. д. Предприятие прописано в Кингисеппе. Возглавляет его сейчас Андрей Бонч-Бруевич, владеющий также 60% активов «Ультрамара» (при уставном капитале 16 670 рублей). Ранее – до декабря 2021 года – в течение двух лет компанию возглавлял Андрей Чайко, который на сегодня в СБИС не числится ни учредителем, ни руководителем.

Другие собственники активов компании – «Амереус Груп Эйчкей Лимитед» из Гонконга (23%) – его связывают с сыном главы Московской области Андреем Воробьёвым, АО «Арткэпитал Инвестмент» из Москвы (17%), компания с ограниченной ответственностью «Сбербанк Инвестментс Лимитед» с Кипра (менее 1%). Все доли, кроме, конечно, последней, находятся в залоге у ПАО «Сбербанк».

Численность сотрудников общества за последний год выросла на 188 человек – до 325. Их средняя зарплата также растет.

Совместно с ПАО «ФосАгро» (производитель фосфорсодержащих удобрений) «Ультрамар» владеет ООО «СМАРТ Балк» (хранение грузов, логистические, экспедиторские, таможенные услуги).

Ранее компания выступала учредителем, но позже вышла из состава акционеров трех ООО – «Ультрамар Логистика», «Ультра Ферт» и «Восход Ультра». Ее место заняла новая, одноименная структура – ООО «Ультра Группа», зарегистрированное в Латвии.

Последние пять лет дела ООО «Ультрамар» стабильно идут в гору: в 2017 году она получила 96,8 миллиона рублей чистой прибыли, в 2018 году этот показатель вырос до 174,7 миллиона, в 2019 году – достиг 405 миллионов рублей. При этом 2020 «коронавирусный» год принес ООО «Ультрамар» чистый убыток в размере 947,4 миллиона рублей. Прошлый же год стал для компании беспрецедентно прибыльным – за вычетом расходов она заработала 1,34 миллиарда рублей. Стоит ли удивляться, что «Ультрамар» не имеет задолженности перед налоговой, а результаты его деятельности, эффективность работы и имущественное положение характеризуются в СБИС исключительно со знаком «плюс».

Бельмом в глазу здесь – «плохое финансовое положение». Оказывается, у местного логистического гиганта низкая платежеспособность (оборотные активы на 83% меньше обязательств). По итогам 2021 года сумма текущих займов «Ультрамара» составила 32,5 миллиарда рублей. То есть зависимость от кредиторов у компании более чем высока – доля обязательств в балансе – 92%. Тем не менее, общая надежность компании оценена достаточно высоко.

ООО «Ультрамар» в 2021-2022 годах выступал и выступает ответчикам по 40 искам на общую сумму без малого 1 миллиард рублей. В этом качестве в суде компания пока чаще проигрывает, чем побеждает. При этом она в основном выигрывает в позиции истца: за последние два года фирма подала 10 исков на 205,9 миллиона рублей.

Через всех учредителей, кроме Бонч-Бруевича, компания связана с кредитной организацией ООО «Ультрамар Терминал» во главе с Дмитрием Танаевым – сыном начальника Московской железной дороги Валерия Танаева. Он же, кстати, руководит еще и ООО «Восход Ультра», которая упоминалась выше как бывшая дочка ООО «Ультрамар».

Основная доля активов (54%) «Ультрамар Терминал» принадлежит «Кордела Лимитед» с британских Виргинских островов.

Через Андрея Бонч-Бруевича «Ультамар» связан с ООО «Портбетон» (производство бетона), «2Ут» (транспортная обработка грузов) и «Минерал Инжиниринг» (строительство жилых и нежилых зданий).

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру