Депутатов голоса лишают: в парламенте Ленобласти договорились, как наказывать невоспитанных

Депутатов голоса лишают: в парламенте Ленобласти договорились, как наказывать невоспитанных
Фото: пресс-служба Законодательного собрания Ленобласти

В Законодательном собрании Ленинградской области определили порядок лишения голоса тех депутатов, которые, по мнению большинства, нарушают этические нормы. Теперь одни опасаются юридического «садо-мазо», других поймут, если они снимут штаны, но физическое воздействие неприемлемо, а оружие депутата - рот. Поспорили о технико-юридических особенностях применения законодательных новелл, но большинство побеждает в любом случае: и при голосовании, и в рукопашную.

Называть глупыми и бегать без штанов – не то же самое, что рукоприкладство

Вопрос о внесении изменений в закон «О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области» фактически стал ключевым на прошедшем 25 октября очередном 39-м заседании областного парламента. Из четырех часов, которые депутаты потратили на работу, около часа заняли обсуждения порядка лишения проштрафившихся парламентариев права принимать участие в прениях на срок до трех месяцев. Спорили о целесообразности, принципах парламентаризма и неотвратимости наказания за преступление. В конце – предложили коллективно посетить спектакль по одноименному произведению Федора Достоевского.

Необходимость срочно прописать меры ответственности депутата за ненадлежащее исполнение обязанностей – реакционное поведение депутата-коммуниста Ивана Апостолевского на предыдущем заседании месяц назад.

Напомним, 27 сентября на первом после летних каникул заседании областного парламента случился скандал. Один из законопроектов, предложенных фракцией КПРФ, был отклонен без обсуждений. Реплики депутатов-коммунистов также были заблокированы парламентским большинством за ненадобностью – микрофоны отключили. Ощущение несправедливости и попрания прав парламентариев в буквальном смысле сорвало депутатов-коммунистов с положенных мест. Сначала к центральному микрофону вышел представитель фракции КПРФ Дмитрий Звонков, который попытался изложить свою позицию за трибуной, но микрофон тут же отключили. Следом уже к президиуму подскочил его однопартиец Иван Апостолевский – он попытался из-за спины спикера Законодательного собрания Ленобласти Сергея Бебенина что-то нажать на пульте управления, но был остановлен вице-спикером Саядом Алиевым (оба – «Единая Россия»). Для успокоения участников заседания назначили перерыв, а после заседания – незамедлительно принялись за корректировки областного законодательства, регулирующего работу депутатского корпуса.

Инициаторы поправок – руководитель фракции «Единой России» в Заксобрании Ленобласти Олег Петров и Александр Рязанов.

«Данная законодательная инициатива нужна, чтобы усилить ответственность нас, депутатов, чтобы не повторялись те случаи, которые вы сотворили на прошлом заседании. Чтобы и другим было не повадно, не важно, к какой партии или фракции принадлежит депутат. Раньше наказание предусматривалось только на месяц, но после произошедшего мы решили, что это недостаточно и предлагаем лишать голоса на три месяца. Решение будет приниматься комиссией по законодательству, регламенту и депутатской этике и выноситься на решение Законодательного собрания, только этот орган может принять постановление, которое подписывает председатель парламента и которое становится юридически значимым нормативным актом», — пояснил Олег Петров.

Свои мотивы раскрыл и соавтор законопроекта Александр Рязанов.

«У меня нет претензий к коллегам-коммунистам, когда они выступают и, например, называют наши инициативы глупыми. Но в данном случае, я считаю, что была перейдена красная линия – наш коллега попытался физически воздействовать на другого нашего коллегу – председателя Законодательного собрания. А я считаю, что мы, как депутаты, должны, в первую очередь, вести себя в соответствии с законом. Если у вас есть в планах какой-то перформанс, вы можете выйти, снять штаны, бегать без штанов. Мы поймем, возможно, кому-то даже понравится, но физически воздействовать – неприемлемо. А то мы дойдем до того, что у нас тут право сильного, а нас («единороссов») здесь все-таки больше, вам будет даже хуже», — пояснил Александр Рязанов.

Мягкая сила: численное преимущество всегда убедительнее

Ремарка про большинство важная. Ведь в структуре нынешнего созыва областного парламента преимущество принадлежит партии «Единая Россия» - 35 депутатов. На втором месте КПРФ – семь депутатов. На третьей позиции «Справедливая Россия – За правду» - пять депутатов. Самая малочисленная фракция – ЛДПР (три депутата). Неудивительно, что предложенная новелла вызвала живое обсуждение: меньшинство напряглось, а парламентская доминанта как будто даже развеселилась.

Посыпались «шаловливые» вопросы: кто и каким порядком будет принимать решение о сроке лишения «права голоса»; как технически запретить депутату высказываться – на общем заседании можно выключить микрофон, но в других форматах останется возможность перекричать? Лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев с большим опытом работы в угрозыске прямо спросил: почему не на год или даже не на весь срок лишать голоса, что выглядит логичным, если человек «трындит не по делу»? А депутат-«единоросс» Никита Коваль практично спросил: как быть, если лишенный голоса депутат должен будет представлять на очередном заседании парламента свой законопроект, а говорить нельзя.

Сопровождая примирительную речь обворожительной улыбкой, все объяснить попытался Александр Рязанов. Никите Ковалю он подсказал, что все в областном парламенте умеют читать и в состоянии осилить «те три строчки, которые потенциальный «нарушенец» представит» Заксобранию, а Андрею Лебедеву сообщил, что инициаторы законопроекта гуманисты и дают людям возможность исправиться – «не должно наказание длиться так долго». Андрей Лебедев сравнил инициативу с изолятором временного содержания.

Депутат фракции «Единая Россия» Сергей Моренков, в свою очередь, озадачился тем, предусмотрены ли лимиты для числа депутатов, лишенных голоса, а то, того и гляди, всех лишат, так и заседание может не состояться.

«А что, у нас все депутаты приходят сюда клоунаду и цирк устраивать?! Нормальный депутат не позволит себе попасть под рамки этого законопроекта?» — эмоционально вступился за свою инициативу Олег Петров.

«А как коррелируется эта мера с другой деятельностью депутата? Какое оружие у депутата?! Перо и бумага, — снова вступил в беседу Андрей Лебедев, тут из зала подсказали: «рот», — Вот рот тоже оружие. Вот вы ему закрыли рот, а что потом? Товарищи инициаторы, это очень тонкие вопросы, в том числе юридико-технические. Я очень уважаю профессиональные качества инициаторов, но сомневаюсь, что можно разобраться во всех юридико-технических деталях. Как юрист могу поспорить».

К протестующим против данной инициативы также всем составом примкнула фракция «Справедливая Россия – За правду».

«Конечно, мы учитываем моменты, связанные с корректностью поведения, и рекомендуем придерживаться каких-то общечеловеческих норм в общении. Но, когда вы пытаетесь высечь всех, в том числе себя, это уже какое-то «садо-мазо» юридическое получается. Можно еще стулья отнимать у депутатов, пусть стоят. Это больше похоже на политический перформанс и к работе никакого отношения иметь не будет. Считаю, данную инициативу излишней. Данная дискуссия это подтверждает», — заявил лидер «справедливороссов» Александр Перминов.

Неожиданно бесконфликтно и уже в который раз слово предоставили «виновнику» законодательной новеллы Ивану Апостолевскому, который отметил, что задача депутата – поднимать вопросы, пусть даже неудобные, но в интересах жителей. Отнимать это право у депутата – нецелесообразно и противоречит здравому смыслу.

«Данное решение позорит весь парламент», — резюмировал Иван Апостолевский.

Его товарищ Дмитрий Звонков тут же добавил, что в рейтинге по открытости Заксобрание Ленобласти и так стоит на 68 месте.

Минорную ноту в маршевую полемику добавило умеренно-филосовское от Саяда Алиева: Апостолевский даже не извинился, ему не стыдно. В результате, законопроект приняли сразу в трех чтениях, а спустя час на голосование вынесли вопрос о его применении: голоса предлагалось лишить из Ивана Апостолевского, и его однопартийца Дмитрия Звонкова. Тут дискуссия возобновилась с новой силой.

«Воздействовать на области воспитания и этики законопроектами, в моем понимании, излишне. Сама база выборов и наделение статусом депутата предполагает, что депутат должен иметь право говорить. И речь – инструмент, который депутат обязан оттачивать. Мы против хамского поведения, но большего пиара для КПРФ никто и придумать не мог бы. Есть другие методы воздействия: убеждение, явное и неявное принуждение к миру, ну есть же», — как будто даже на что-то конкретное намекнул Андрей Лебедев.

Депутат из фракции «Справедливая Россия – За правду» Анна Хмелева была предельно понятна: «Я не согласна, что было бы лучше, если бы Иван Апостолевский снял штаны, это тоже сомнительно, но обратите внимание, сейчас он выступил, и ничего не случилось. Давайте вспомним, что его поступку предшествовало именно лишение слова. Я всегда выступала за то, что это ошибочно. Инициаторы, вы - затейники, потому что вынуждаете людей искать альтернативные способы донесения своего мнения. И они могут оказаться совсем не такими, как вы хотели бы видеть».

Перед непосредственно голосованием со стороны фракции КПРФ прозвучало примирительное про «молодого и вспылившего», обиду на обвинения в неопытности и гарантии о проведенной «воспитательной работе» от самого опытного депутата-коммуниста Николая Кузьмина.

Тем не менее «обсуждаемые» продолжили демонстрировать решимость на грани радикальности, намерение не сдаваться и продолжать депутатскую работу в интересах избирателей несмотря ни на какие наказания. Александр Рязанов назвал заявления коммунистов «шантажистскими постулатами» и, как ранее, с обворожительной улыбкой, пообещал в дальнейшем наказывать сильнее, как рецидивистов.

Взявшая под конец слово депутат «Единой России» Ольга Ковальчук, педагог по профессии, попросила спикера Законодательного собрания Ленобласти Сергея Бебенина сделать депутатскому корпусу новогодний подарок и отвести всех на спектакль по бессмертному произведению Федора Достоевского «Преступление и наказание».

«Глубокие мысли, которые там заложены, может быть, что-то разбудят. Мы все имеем право, нас всех избрали граждане. И болезни роста мы прощать умеем. Но отвечать за неумелое поведение надо: безнаказанность рождает вседозволенность», — считает Ольга Ковальчук.

Решение принято. Иван Апостолевский замолчит на месяц, а Дмитрий Звонков – на одно заседание. Впрочем, справедливости ради отметим, что перед наказанием наговориться им разрешили вволю: Ивану Апостолевскому включали микрофон, минимум, восемь раз, а Дмитрию Звонкову – шесть.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру