Руководитель отдела по подбору персонала в Московском институте психологии (МИП) Анна Кунаева рассказала, почему soft skills стали важнее hard skills, и как их оценивать на собеседованиях. Также эксперт поделилась признаками высокого уровня «мягких» навыков.
Кунаева рассказала, что стала часто слышать от коллег о том, что в современном мире профессиональные навыки (hard skills) уже не являются единственным критерием успешности сотрудника. Soft skills, или «мягкие» навыки, такие как коммуникабельность, умение работать в команде, эмоциональный интеллект и гибкость мышления, становятся всё более важными критериями при принятии решения о кандидате.
Почему soft skills стали важнее?
Так как soft skills — это про эффективное взаимодействие в команде, гибкость и коммуникацию, сотрудники с развитыми мягкими навыками улучшают атмосферу в коллективе и повышают общую продуктивность. В условиях быстро меняющегося рынка и сложных проектов способность быстро адаптироваться и находить нестандартные решения становится ключевым фактором успеха.
Как оценивать soft skills на собеседованиях?
Оценка soft skills требует более глубокого подхода, чем проверка профессиональных навыков. Она более интуитивна, чем тестовое задание или портфолио с проектами, а также требует развитых мягких навыков у принимающего решение специалиста для того, чтобы определить ключевые компетенции успешного сотрудника.
Вот несколько методов:
Анализ поведения кандидата. Наблюдайте за тем, как кандидат общается, задаёт вопросы, реагирует на обратную связь. Это может дать представление о его коммуникативных навыках и умении работать в команде. Часто такие специалисты спрашивают про состав команды, корпоративную культуру и смело задают интересующие их вопросы.
Ситуационные задачи. Предложите кандидату решить задачу или смоделируйте рабочую ситуацию, требующую применения soft skills. Это поможет оценить его способность к быстрому принятию решений и адаптации. Здесь можно увидеть и более твердые навыки, с помощью которых кандидат будет решать поставленную задачу. Но сам процесс создания решений может указать вам на нужные навыки. Смотрите, насколько гибко он реагирует на вашу обратную связь.
Для кого важен уровень эмоционального интеллекта?
Развивать эмоциональный интеллект важно всем. Вне зависимости от должности, профессии или сферы деятельности. Руководитель, который не понимает, почему испытывает те или иные эмоции, может негативно влиять на эффективность подчиненных. Особенно важно иметь высокий уровень эмоционального интеллекта сотрудникам, работающим в сфере обслуживания, продаж, управления и психологии. Он помогает лучше понимать потребности клиентов и коллег, эффективно разрешать конфликты и создавать позитивную атмосферу в коллективе.
Soft skills и IT-сотрудники
Умение работать в команде, общаться с заказчиками и коллегами, адаптироваться к новым технологиям и быстро учиться — всё это способствует успеху IT-специалиста. Гибкость помогает таким специалистам удерживать внимание на главном и не поддаваться панике, даже если случается какая-то авария.
Признаки высокого уровня soft skills
Умение слушать и слышать собеседника. Человек с развитыми soft skills будет задавать вам вопросы по делу.
Способность к эмпатии и пониманию чужих эмоций. Понимание чужих эмоций помогает делать правильные выводы из коммуникации с другими людьми.
Гибкость и открытость к новым идеям. Такой человек может помочь вам реализовать ваши идеи, вне зависимости от наличия у него опыта в нужной сфере.
Умение работать в условиях неопределённости и быстро принимать решения. Эти навыки особенно ценны в современном мире. Неопределенность сопровождает нас ежедневно, но только люди с развитыми мягкими навыками понимают это и двигаются дальше.
Развитие soft skills — это инвестиция в будущее вашего проекта или компании. Сотрудники, обладающие этими навыками, способствуют созданию позитивной и продуктивной атмосферы. А атмосфера напрямую влияет на эффективность команды и успех проекта.