Психолог, эксперт-практик, исследователь, автор собственных методик по работе с психологическими травмами Ника Болзан посоветовала родителям обязательно развивать эмоциональный интеллект у детей. Это позволит ребенку справляться с трудностями и выстраивать социальные связи.
Эмоциональный интеллект — это фундамент, на котором строятся способности ребёнка понимать и выражать свои чувства, распознавать эмоции других и выстраивать доверительные отношения. Это глубокий навык саморегуляции, эмпатии и осознанного взаимодействия с собой и окружающими. Его наличие напрямую влияет на то, как ребёнок будет адаптироваться к изменениям, находить компромисс в конфликтных ситуациях, сохранять контакт с собой и повышать собственный уровень психологического благополучия.
«Дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта имеют более устойчивую самооценку, лучше справляются со стрессом, обладают большей психологической гибкостью. Эмоции для них — сигналы, которые помогают понять, что происходит внутри, и что с этим делать. В исследовании 2023 года доказано, что ранние психологические травмы оказывают значительное влияние на формирование эмоционального интеллекта. Опыт эмоциональной нестабильности в детстве нарушает развитие зон мозга, отвечающих за саморегуляцию и распознавание эмоций. Поэтому формирование эмоционального интеллекта у ребёнка неразрывно связано с безопасной и принимающей средой», — объясняет психолог, эксперт-практик, исследователь, автор собственных методик по работе с психологическими травмами Ника Болзан.
Однако эмоциональный интеллект не развивается сам по себе. Он формируется в ежедневных ситуациях — через реакции взрослого, через обстановку в семье, через то, насколько у ребёнка есть право быть собой. Особенно важно учитывать, что взрослый часто бессознательно передаёт ребёнку собственные неразрешённые переживания. Детские травмы, связанные с подавлением эмоций, критикой за «неудобные» чувства или отсутствием эмоционального отклика со стороны родителей, становятся фоном, на котором выстраиваются отношения и с собственным ребёнком. Чтобы эмоциональный интеллект мог формироваться свободно, важно осознанно переосмысливать и свой опыт.
Работа над развитием эмоционального интеллекта включает несколько ключевых направлений:
• Признавайте чувства ребёнка.
Если эмоции ребёнка отвергаются или высмеиваются, он учится не выражать их, а подавлять. Это формирует внутреннюю нестабильность и мешает развиваться навыку саморегуляции.
• Расширяйте эмоциональный словарь.
Чем больше у ребёнка слов для описания своих состояний, тем легче ему понимать, что с ним происходит. Это снижает уровень тревожности и усиливает осознанность. Даже если ребёнку всего 2–3 года, полезно объяснять ему, что такое грусть, радость, обида, тревога.
• Обсуждайте вместе сложные ситуации.
После конфликта в садике можно спросить: «Как ты себя чувствовал тогда? А как, по-твоему, чувствовал себя другой ребёнок?» Такие диалоги развивают эмпатию.
• Начните с себя.
Ребёнок считывает не только слова, но и тон, мимику, реакции. Когда взрослый умеет проговаривать свои чувства спокойно и без стыда, у ребёнка формируется ощущение безопасности.
• Создайте эмоционально безопасную среду.
Когда ребёнок знает, что его не накажут за проявленные эмоции, у него формируется базовое доверие к миру и себе. Это повышает уровень психологического благополучия и формирует здоровую самооценку.
Можно ли развить эмоциональный интеллект во взрослом возрасте?
Эмоциональный интеллект гибок и развивается в течение всей жизни — особенно, если у человека есть искреннее желание быть живым, чувствующим и внимательным к себе и другим. Навыки самонаблюдения, осознания и управления своими реакциями можно развивать. В исследовании 2018 года доказано, что эмоциональный интеллект поддается развитию и во взрослом возрасте. Регулярная работа с эмоциями приводит к устойчивому развитию эмоционального интеллекта и укрепляет навыки саморегуляции и эмпатии.
«Работа над собой в зрелом возрасте не только укрепляет внутренние опоры, но и положительно влияет на отношения с детьми — создавая условия, в которых эмоциональная зрелость может передаваться как ресурс. Формирование эмоционального интеллекта — это не разовая задача, а процесс, встроенный в ежедневную жизнь. Он требует внимания, терпения и честности. Именно через такие ежедневные усилия ребёнок получает опыт, который становится основой его эмоциональной зрелости и внутренней силы», — дополняет психолог, эксперт-практик, исследователь, автор собственных методик по работе с психологическими травмами Ника Болзан.