Достигать своих целей, не сжигая мосты в коллективе - это высший пилотаж в коммуникации. Ключ - в смещении фокуса с позиции «я против вас» на позицию «мы против проблемы». Подробнее о том, как вести дискуссии на работе рассказал тренер эксперт публичных выступлений и ораторского мастерства Дмитрий Першин.
Первое и главное - это переосмыслить сам спор. Вы говорите не о ресурсах или зонах, а о целях и результатах. Ваша техника начинается до переговоров: четко сформулируйте, какой бизнес-результат стоит за вашим «хочу». Не «мне нужен еще один дизайнер», а «чтобы вывести продукт в срок к выставке, критически важно закрыть 15 макетов за две недели». Так вы переходите с эмоционального уровня на уровень общих интересов компании.
Теперь конкретные техники для самой дискуссии.
1. Используйте «мягкий старт». Начинайте не с претензии, а с констатации общей цели. «Мы оба заинтересованы в успехе этого квартала, и сегодня мне важно с вами согласовать, как эффективнее распределить наши текущие ресурсы для этого».
2. Практикуйте активное слушание и демонстрируйте его. Резюмируйте позицию оппонента: «Правильно ли я понимаю, твоя команда также загружена проектом X, и этот специалист важен для соблюдения сроков?» Это снижает оборонительную реакцию и показывает уважение.
3. Говорите от «Я» и о фактах. Не «Ты постоянно перехватываешь людей», а «Я столкнулся с тем, что по двум последним запросам ресурсы были уже задействованы. Это привело к сдвигу моих планов». Это - констатация, а не обвинение.
4. Ищите варианты, а не один ответ. Это основа win-win. «Если мы не можем выделить человека на полную ставку, какие есть варианты? Возможно, его поддержка на 50% времени или помощь в автоматизации части рутинных задач моей команды?» Предлагайте выбор.
5. Всегда сохраняйте человеческое измерение. После сложного разговора - поблагодарите за обсуждение, даже если консенсус пока не достигнут. Отношения - это долгая игра. Сегодня вы не договорились по проекту А, но завтра вам предстоит совместная работа над проектом Б.
Помните: истинный авторитет строится не на том, кого боятся, а на том, с кем хотят договариваться. Ваша цель - не просто взять свое, а найти решение, которое укрепит доверие и даст почву для сотрудничества в будущем.