Памятники Сергиевки разрушаются в ожидании ремонта

Памятники Сергиевки разрушаются в ожидании ремонта
Дворец Лейхтенбергских – «фасад» дворцово-паркового ансамбля Сергиевка. Фото: скрин «Яндекс.Карты»

На южном побережье Невской губы есть интересное, самобытное место – дворцово-парковый комплекс Сергиевка. Это больше парк, чем дворцовый комплекс. Здесь отчетливо ощущается дыхание времени, чему весьма способствует определенная заброшенность этого пространства. Но если парку время придало неповторимую атмосферность, то старинным постройкам годы не на пользу – они разрушаются.

«МК в Ленобласти» изучил памятное место и выяснил, есть ли у Дворца Лейхтенбергских и других сооружений комплекса шансы на восстановление.

Лес, полный сказок и чудес

Кто хоть раз проезжал по Ораниенбаумскому шоссе из Петергофа в Ломоносов или в обратном направлении не мог не обратить внимание на изящное здание в стиле позднего классицизма, расположенное на природной возвышенности и обращенное парадным крыльцом к Финскому заливу. Это Дворец Лейхтенбергских – «фасад» дворцово-паркового ансамбля Сергиевка – памятника истории и культуры, памятника природы регионального значения с 1921 года, памятника архитектуры федерального значения, входящего в состав объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».

Сергиевка обладает мощнейшим магнетизмом – при наличии времени проехать мимо невозможно. И прогулка по парку, площадь которого – 120 гектаров, надолго запомнится неповторимым колоритом этого места.

Рельеф парка холмистый, испещренный устьями пересохших ручьев и протоков. С южной стороны от дворца уходят вниз каменные ступени, к мосту-плотине – одной из ряда аналогичных объектов. Но именно этот мост ведет к легендарной каменной голове – одному из самых популярных арт-объектов Сергиевки, обросшему десятком легенд. Мы не будем их перечислять, скажем лишь, что голова выглядит таинственно и сурово, и несмотря на то, что лежит здесь многие годы, «черты лица» ее не утратили строгой четкости.

Если подниматься вверх по уклону, можно встретить еще несколько мостов-плотин с водоспусками. Когда-то здесь поток воды ниспадал от самого крупного пруда в парке – Большого или Кристателевского. В настоящее время от некогда грамотно спроектированного каскада осталось пересохшее устье с покрытыми мхом валунами.

Преодолевшим в меру крутой подъем путникам откроется потрясающий вид на Большой пруд, со всех сторон окруженный густым лесом.

Не менее прекрасны другие пруды парка, его березовые и еловые аллеи, тенистые уголки и солнечные зеленые лужайки. Ввиду того, что в парке хотя и ступает нога человека, но руку к нему не прикладывали уже очень давно, территория по большей части заросшая и дикая. Тем не менее, можно сказать, что Сергиевке это только на пользу – она имеет свой неповторимый характер. Здесь каждый человек найдет уголок по душе.

Вход на территорию дворцово-паркового комплекса свободный, что выгодно отличает его от других аналогичных объектов.

Пострадавшее наследие

В дворцово-парковый ансамбль Сергиевки сегодня входят Дворец Лейхтенбергских, руины Церкви Святой Екатерины, Гофмейстерский (Кавалерский) корпус, Английский домик, Ферма, Старинный шведский домик.

Дворец Лейхтенбергских можно назвать жемчужиной Сергиевки. Рядом тонких колонн, формой крыши здание вызывает устойчивые ассоциации с древними греческими постройками. Он был достроен в 1842 году по заказу императора Николая I, который купил усадьбу в качестве подарка для любимой дочери Марии по случаю ее свадьбы с Максимилианом, герцогом Лейхтенбергским.

Создателем объектов дворцово-паркового ансамбля был известный русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер – автор нескольких императорских резиденций и дворцов на территории Санкт-Петербурга (Мариинского, Николаевского и других), а также в пригородах, в частности, в Петергофе и его окрестностях. Над ландшафтным оформлением парка работал выдающийся дизайнер того времени Петр Эрлер.

В середине 1920-х годов здание усадьбы герцога Лейхтенбергского передали Биологическому научно-исследовательскому институту Ленинградского госуниверситета. Сегодня в зданиях усадьбы находятся корпуса биологического факультета СПбГУ.

Строения усадьбы в разной степени пострадали в годы Великой Отечественной войны, оказавшись на известном Ораниенбаумском плацдарме. Некоторые объекты оказались полуразрушены, в том числе и дворец. Университет восстановил их, но по всей видимости проведенных работ было недостаточно. В настоящее время памятники Сергиевки пребывают в плачевном состоянии. Что касается Дворца Лейхтенбергских – более-менее прилично выглядит лишь западная, лицевая сторона, выходящая на Ораниенбаумское шоссе. Про все остальные стороны этого уже не скажешь. Объектам культурного наследия Сергиевки требуются серьезные восстановительные и реставрационные работы.

42 месяца на ремонт Дворца

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил иск комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга к ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» 15 ноября 2018 года. Истец требовал взыскать с ответчика штраф за нарушение условий охранного обязательства от 10 августа 2012 года и обязать его в течение 42 месяцев выполнить реставрацию южного и западного фасадов объекта культурного наследия федерального значения «Дворец герцога Максимилиана Лейхтенбергского с перголами и лестницами» на Ораниенбаумском шоссе, 2, литера А. Сделать это университет по условиям охранного обязательства должен был до августа 2016 года. Проведенная истцом в мае 2017 года проверка показала, что работы не завершены.

В частности, к этому моменту был разработан и реализован проект реставрации столярных заполнений оконных и дверных проемов западного фасада. Также вуз получил заключение о результатах обследования технического состояния несущих и ограждающих конструкций здания.

Вот как описали суду состояние памятника представители КГИОП – эта характеристика вошла в текст судебного решения:

«Общее техническое состояние западного и южного фасадов находится в неудовлетворительном состоянии: красочный и штукатурный слой деструктированы, на значительных участках имеются утраты штукатурного слоя, обнажение кирпичной кладки. Центральный портик южного фасада имеет утраты штукатурного слоя над колоннами, металл конструкции коррозирован. Весь лепной декор находится под множественными наслоениями краски и загрязнен, имеются значительные утраты фрагментов декора. Дверные и часть оконных заполнений на южном фасаде (первый этаж) заменены на новые дубовые. Окна второго этажа и откосы проемов в неудовлетворительном состоянии. Металлическое ограждение портиков коррозировано. Западный портик южного фасада утрачен. Известняковая скоба (облицовка цоколя) на южном и западном фасадах загрязнена, швы между камнями выветрены, имеются утраты натурального камня. Отмостка отсутствует. Металлическое ограждение террасы перед южным фасадом дворца утрачено, кирпичные оштукатуренные столбики в неудовлетворительном состоянии. Железобетонные столбы пергол разрушаются, деревянные конструкции утрачены, имеются утраты облицовки подпорных стенок. Крыльца южного и западного фасадов, выполненные из известняковых плит, имеют значительные дефекты: расхождения плит, утраты шовного раствора, разрушение камня. В помещениях дворца на отдельных участках потолка и стен наблюдается деструкция окрасочного и штукатурного слоев, деревянные филенчатые дверные заполнения многослойно окрашены, наблюдается деструкция красочного слоя, в связи с чем, требуется проведение работ по сохранению объекта».

Суд наложил на ответчика штраф за неисполнение охранного обязательства и обязал разработать проект и провести ремонтно-реставрационные работы за 42 месяца.

Вступление решения в силу задержали обжалования. В марте 2019 года его оставил без изменений суд апелляционной инстанции. В том же году 10 сентября Арбитражный суд Северо-Западного округа отменил оба решения и передал дело на новое рассмотрение.

Точка в деле была поставлена 25 июня 2020 года. Однако в конечном тексте решения изменилась лишь сумма неустойки ответчику. Что касается обязанности отремонтировать объект и срока – они остались в силе. Этот срок выйдет 25 декабря 2023 года. Время на исполнение этого решения у СПбГУ еще есть.

Где взять денег на «Ферму»?

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 8 ноября 2019 года принял похожее решение в отношении объекта культурного наследия «Ферма», также входящего в состав Сергиевки и имеющего тот же адрес, но литеры Ф, Ю. Однако эти объекты недвижимости не принадлежат госуниверситету, они являются собственностью Российской Федерации и закреплены за вузом на праве оперативного управления.

В этом случае охранное обязательство предусматривало проведение реставрации до 17 ноября 2018 года. Отсутствие прогресса в этом отношении ответчик объяснил отсутствием бюджетного финансирования. Суд наложил на вуз штраф и обязал в течение года разработать проект ремонта и реставрации «Фермы» и за 20 месяцев выполнить эти работы.

Решению не дали вступить в силу две апелляционные жалобы. Университет счел нереальными сроки проведения работ, а комитет не устроил отказ в установлении размера неустойки. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отклонил жалобу госуниверситета, удовлетворив требования истца. Кассационная жалоба истца была отклонена 28 мая 2020 года.

Таким образом, университет должен был завершить проект восстановления «Фермы» а июне 2021 года, а реализовать его – к февралю 2022 года. И здесь сроки уже поджимают. «МК в Леноласти» обратился с просьбой прокомментировать ситуацию в КГИОП и Санкт-Петербургский университет. Как ни странно, ответ из учебного заведения пришел на неделю раньше и был подробнее. Пресс-служба комитета готовила ответ около двух недель.

«Общее техническое состояние объекта неудовлетворительное: на гранитном цоколе есть локальные утраты камня, трещины, сколы и позднейшие цементные вставки. На фасаде утраты штукатурного слоя, деструкция кирпичной кладки, коррозия кровли, трещины на деревянных оконных и дверных заполнениях. Безусловно, объект нуждается в реставрации» — так оценивает состояние «Фермы» начальник отдела периферийных районов Управления по охране и использованию объектов культурного наследия КГИОП Андрей Сокольцов.

Также в комитете сообщили, что в начале декабря СПбГУ согласовал проектную документацию на ремонт, реставрацию и приспособление «Фермы» для современного использования: «Это уже большой шаг пользователя к началу работ», – уточнили в пресс-службе, добавив также, что КГИОП таки инициировал работу по принудительному исполнению судебного акта.

О проекте, который упоминал комитет, подробнее рассказал в своем ответе госуниверситет. Проект «Сохранение объекта культурного наследия: проведение работ по обследованию и разработке научно-проектной документации на ремонт (капитальный) конструкций крыши и кровельного покрытия, реставрация фасадов и фундамента...» разработан ООО «ПетербургПроектРеставрация» по договору с СПбГУ от 9 апреля 2020 года. Документация уже получила положительное заключение прохождения ИКЭ и согласование в КГИОП. Согласно сметам, стоимость реализации проекта – более 34,5 миллиона рублей.

«Университет готовит документы для прохождения ГлавГосЭкспертизы. Выполнение предписаний включено в перспективный план ремонтных работ на 2022-2024. При выделении средств из федерального бюджета работы на объекте культурного наследия будут выполнены. В 2021 году Университет разместил заявку на участие в программе «Развитие культуры», проводимой Министерством Культуры РФ, на выделение финансирования на 2022 на разработку проектно-сметной документации по сохранению ОКН на ремонт, реставрацию и приспособление для современного использования объекта культурного наследия федерального значения «Ферма»... Заявка находится на рассмотрении», — говорится в ответе пресс-службы СПбГУ.

То, что у «Фермы» есть шанс на восстановление, безусловно, радует. Но грустно то, что СПбГУ, использующий объекты Сергиевки около 100 лет и заключивший по ним охранные обязательства, видимо, не планирует выделять на это собственные средства.

Завершим материал еще одной выдержкой из все того же судебного решения:

«Как следует из п.п. 1, 7 п. 1 ст. 47.3 Закона №73-ФЗ, при содержании и использовании ОКН в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного ОКН лица, которым ОКН принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы...».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру