Замкнутый круг: переезд завода «АБЗ-1» на границу Ленобласти встал в тупик

Замкнутый круг: переезд завода «АБЗ-1» на границу Ленобласти встал в тупик
Город не хочет давать участок в Белоострове без проекта, а само предприятие не торопится его готовить. Фото: instagram.com/abz1_group

Вопрос переноса асфальтобетонного завода из петербургского района Коломяги на самую границу Ленинградской области застопорился. Город не хочет давать участок в Белоострове без проекта, а само предприятие не торопится его готовить. Противники строительства, в свою очередь, хотят поменять тип использования рассматриваемой площадки, чтобы небезопасное для экологии производство там точно не появилось.

Городские власти сообщили, что планируемый переезд завода «АБЗ-1», лидера по производству асфальта в СЗФО, пока не состоится. Планировавшееся перемещение производства — результат многолетних протестов петербуржцев. Сейчас «АБЗ-1» занимает участок в промзоне на Новосельковской улице, 33, в Коломягах. Под давлением митингов, писем и акций городские власти стали искать для предприятия новое место. Сначала был вариант разместить его в промзоне «Конная Лахта», но и там история протестов незамедлительно повторилась.

Осенью прошлого года для переезда «АБЗ-1» выбрали промзону «Белоостров» в Курортном районе Петербурга. Эта локация находиться на границе с самым густонаселенным, Всеволожским районом Ленобласти. Понятно, что местные жители и многочисленные дачники не хотят видеть завод и там. Они обратились в независимую экспертизу с просьбой оценить, как скажется наличие завода на состоянии окружающей среды. Проведя исследование территории, отведённой под предполагаемое строительство, эксперты отметили, что там можно размещать производственные объекты II и III классов опасности. «АБЗ-1» как раз относится ко II классу, так что его появление было бы вполне законно. Однако специалисты выявили и целый ряд «но».

Промзона «Белоостров» расположена рядом с заказником «Сестрорецкое болото». Участок, предложенный под строительство завода имеет наклон в сторону болота, а грунтовые воды находятся близко от поверхности земли. Соответственно, есть риск, что в охраняемый объект будут смываться отходы, попавшие на заводскую почву. Плюс на территории есть ручей, который не отмечен на картах. Течёт он тоже в болото. Кроме того, промзона заняла часть территории Карельского укрепрайона и там находятся два охраняемых дота времён войны, а также остатки рвов, по которым загрязнённая вода также может распространяться по окрестностям.

Вопрос пока открыт

Представители инициативной группы, выступающей против строительства завода, направили результаты экспертизы в Смольный. В комитете по промышленной политике, инновациям и торговле сообщили, что оценка подготовленного независимыми экспертами обследования территории не относится к предметам его ведения. Но при этом добавили, что решение о выборе площадки для перебазирования «АБЗ-1» пока не принято и может быть принято только после подготовки проектной документации. Об этом говорится в ответе за подписью зампреда КППИТ Дмитрия Прожерина, который в сентябре был направлен заместителю главы МО «Посёлок Белоостров» Елене Стерховой (есть в распоряжении редакции).

Как рассказала «МК в Ленобласти» представитель протестующих местных жителей Белоострова Арина Вернидуб, по их информации, «АБЗ-1» не хочет разрабатывать проект, пока нет решения города по площадке. И это понятно — разработка проекта дело недешёвое. Мы попытались связаться с совладельцем группы компаний «АБЗ-1» Леонидом Гиндиным, но сначала он отказался говорить, сославшись на «совещание важнейшее», а во второй раз на звонок журналиста уже не ответил. Здесь нам остается только улыбнуться и отметить, что среди петербургских СМИ Гиндин, всячески избегающий общения с прессой, давно славиться как «тишайший».

Нужен третий

Таким образом, получается замкнутый круг — город отказывается решать вопрос о площадке без проекта, а «АБЗ-1» без этого решения не хочет готовить проект. Позиция чиновников понятна — после предоставления площадки без проекта может выяснится, что производство туда не вписывается. Независимые эксперты отмечают — были случаи, когда участок выделяли под промышленное предприятие, а в итоге там появлялось что-то другое. Например, жилье.

Сами разговоры про вывод заводов из черты города идут уже два десятилетия, а механизм до сих пор не проработан. По мнению специалистов, в таком механизме необходимо участие третьей стороны — наподобие эскроу-счетов в жилищном строительстве, где такой стороной является банк. Также было бы целесообразным вместо того, чтобы сразу разрабатывать проект, более детально прописать этапы подготовки предпроектной документации, как обоснование финансовых гарантий.

Решение — за властями

По словам Арины Вернидуб, члены инициативной группы планируют встречаться с представителями комитетов лично, доносить информацию, чтобы убедить власти города в том, что перенос завода в Белоостров обернется экологической катастрофой для заказника «Сестрорецкое болото», всего Курортного и части Всеволожского районов. Плюс к этому — попытаться поменять тип территории промзоны на менее опасный. Тогда завод не сможет переехать конкретно на этот участок.

Впрочем, собеседники журналиста в Смольном не исключают, что в ближайшее время будет реанимирован вариант размещения завода в промзоне «Конная Лахта». Несмотря на протесты местных, он выглядит менее конфликтным, чем идея с Белоостровом.

Справка МК:

Основными владельцами группы компаний «АБЗ-1» выступают члены семьи ее директора Валентина Калинина. Последний — один из самых известных дорожников Петербурга (в отрасли с 1977 года, данные «Делового Петербурга), и миллиардер (136 место в рейтинге миллиардеров «ДП» 2015 года и 187 место в рейтинге «ДП» за 2019 год). Впрочем, форма собственности предприятия в виде открытого акционерного общества, не позволяет системе Контур.Фокус гарантированно установить доли владения бенефициаров «АБЗ-1» на данный момент.

ОАО «АБЗ-1» образованно еще в марте 1993 года. В прошлом году компания показала оборот в 3,9 млрд рублей и итоговую чистую прибыль более 355 млн рублей (данные Контур.Фокус). В портфеле госзакупок компании 52 контракта на общую сумму в 2,1 млрд рублей. И это только одно предприятие холдинга. Так, входящее в его состав ООО «ДСК «АБЗ-Дорстрой», в прошлом году показало обороты свыше 5 млрд рублей, правда при итоговом убытке под 80 млн рублей (сведения Контур.Фокус). А мощное дорожно-строительное АО «АБЗ-Дорстрой» — обороты в 6,6 млрд рублей и итоговую чистую прибыль свыше 100 миллионов данные Контур.Фокус). Нешуточный объем портфеля госзаказов этой компании приближается к 65 миллиардам рублей.

Кстати, именно успехи в госзаказе в 2014 году привлекли внимание к деятельности группы «АБЗ-1» сотрудников известного здания на Литейном, 4. Они даже навещали компанию, но судя по ее нынешним бизнес-успехам — все обошлось.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру