В Кузьмолово суд — за мертвых

Единственная в Ленобласти компания, владеющая кладбищенской землей, доказала муниципалитету свое право на пользование участком. На кону 100 миллионов рублей в год и около сотни уже проданных для будущих захоронений участков.

В Кузьмолово суд — за мертвых
Арбитражный суд СПб и Ленобласти принял сторону ЗАО «Камея». фото: сайт суда

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области о праве ЗАО «Камея» предпринимателя Михаила Лиокумовича на постоянное бессрочное пользование земельным участком, где расположено Кузьмоловское кладбище, вступило в законную силу 13 декабря. Этот процесс инициировала администрация Кузьмоловского городского поселения и после полутора лет тяжбы проиграла. У муниципалов остается слабая надежда — кассационный и Верховный суды, отменяющие акты первых двух инстанций крайне редко.

Кузьмоловское кладбище принципиальным образом отличается от всех других в Ленинградской области — его с нуля построила частная компания «Камея», которой принадлежат 10,5 гектара земли, где располагается старая часть погоста. Услуги по захоронению на кладбище оказывает учрежденное муниципалитетом МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела».

Есть в этой истории составляющая, которая касается простых людей напрямую — немалое количество договоров на будущие захоронения «Камея» заключила с ныне живущими людьми, которые таким образом решили заранее позаботиться о собственном погребении, например, рядом с уже покоящимися родственниками. В компании не раскрывают количество таких договоров. Предположительно их около сотни. Но как только «Камея» проиграет процесс, все они окажутся под большим вопросом. В социальном плане это настоящая мина замедленного действия.

Хронология:

•   в июле 1992 года Кузьмоловский поселковый совет выдал «Камее» свидетельство о праве постоянного пользования земельным участком площадью 10,5 гектара для организации гражданского кладбища;

•   в марте 1993 года тот же совет официально разрешил компании строительство гражданского кладбища и административных зданий;

•   в январе 1994 года между администрацией и «Камеей» заключен договор о совместной деятельности по эксплуатации гражданского кладбища на 50 лет, в соответствии с которым компании поручена эксплуатация кладбища и организация на нём ритуальных услуг;

•   в июле 2019 года право «Камеи» постоянно пользоваться земельным участком под кладбищем зарегистрировано в ЕГРН.

Основной бенефициар «Камеи» Михаил Лиокумович на вопрос автора статьи, «сколько денег вы вложили в Кузьмоловское кладбище?» ответил так: «565 миллионов рублей в ценах 1994 года. Эти деньги вложены в строительство кладбища только на 10,5 гектара, которые оно первоначально занимало». В то время 565 млн рублей соответствовали примерно 200 000 долларов.

Что касается сегодняшнего дня, по словам Лиокумовича, Кузьмоловский погост приносит примерно 80 млн рублей в год: ежегодно там захоранивается около 2000 человек по среднему ценнику 40 000 рублей, плюс бюджетное финансирование, которое получает на организацию похоронного дела МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» — это тоже около 20 миллионов рублей.

А еще Кузьмоловское кладбище на протяжении последних лет — самое скандальное в Ленобласти. Там регулярно не пускают какую-нибудь траурную процессию, таранят ворота гробом и даже иногда стреляют — в общем, происходят все те непотребства, которые свидетельствуют о дележе бизнеса. Интересный момент: оппонентом «Камеи» выступает администрация Кузьмоловского городского поселения —та самая, которая 20 лет назад официально предоставила компании карт-бланш на местных покойников. Правда, в лице новых персон, пришедших к власти в поселении в 2017 году.

Но кажется примитивным считать, будто цена вопроса — 40 миллионов рублей в год. Это давно уже война принципов.

«Где вы видели, чтобы земля, на котором кладбище, принадлежала частной компании? Такого права для юридических лиц в российском законодательстве давно не существует. Когда-то давно они сумели это оформить, но прошло время, изменилось законодательство - сегодня это абсурдно, что мы и хотим доказать в суде», — говорит исполняющий обязанности главы муниципальной администрации Юрий Спицын.

«Нас легко обидеть, но потом будет трудно убегать», — аллегорически парирует Михаил Лиокумович.

В зале суда администрация Кузьмоловского городского поселения требует признать отсутствующим право «Камеи» на постоянное бессрочное пользование принадлежащими ей 10,5 гектара, на которых располагается старая часть кладбища. Характерный момент: интересы сторон представляют не только юристы, но и сами первые лица: со стороны администрации Юрий Спицын, от «Камеи» — Ирина Мазуренко, супруга и бизнес-партнер Михаила Лиокумовича.

Позиция администрации: документ о постоянном бессрочном пользовании земельным участком, выданный «Камее» в 1992 году Кузьмоловским поселковым советом, якобы был им же чуть позже отменен, а запись в ЕГРН мешает организовывать похоронное дело. Позиция петербургского арбитража: земля не ваша - отстаньте.

«Ответчик с 1992 года и по настоящее время владеет и пользуется спорным земельным участком для осуществления захоронений и эксплуатации кладбища, ведя на нем предпринимательскую деятельность. Отсутствие у истца фактического владения объектом недвижимости исключает возможность удовлетворения иска о признании права отсутствующим…», — написано в мотивировочной части вступившего в законную силу решения первой инстанции.

Но есть там многозначительная оговорка: местная администрация избрала «ненадлежащий способ защиты права». Не случайно Юрий Спицын сказал автору статьи: «Окончательно проиграли — это не про нас. Обратимся в кассационный суд, не получится — будем добиваться того же самого в новом процессе с другой формулировкой». По словам местного главы, его цель — преобразовать постоянное право собственности «Камеи» на землю в аренду, которую прекратить.

На данный момент «Камея» не оказывает услуги по захоронению на Кузьмоловском кладбище, и дело тут вовсе не в подтвержденном судом праве постоянного бессрочного пользования 10,5 гектара.

Осенью 2019 года петербургский арбитраж признал недействительным договор между «Камеей» и местной администрацией от июля 2015 года, в соответствии с которым компания эксплуатировала Кузьмоловское кладбище и оказывала на нем ритуальные услуги. Суд счел нарушением заключение этого договора без конкурсной процедуры. Решение в пользу местной администрации устояло в Верховном суде РФ - стороны бились до последнего. С тех пор услуги по захоронению предоставляет там МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела». «Камее» же принадлежит административное здание на погосте, где, в частности, располагается камнерезная мастерская — любой желающий может заказать там памятник на могилу родственника.

Право «Камеи» на постоянное и бессрочное пользование 10,5 гектара — последняя ниточка, связывающая ее с Кузьмоловским кладбищем. На эту землю выигранный в 2020 году судебный процесс не распространяется. Вот почему местная администрация так упорствует.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру