В Ломоносовском районе 27 апреля госпитализировали 16‑летнюю девочку. Врачи диагностировали у нее перелом левой руки. Версии подростка и ее опекуна о причинах травмы разошлись. По словам школьницы, увечье ей нанесла мачеха. Женщина уверяет, что падчерица упала с лестницы.
Как сообщила «МК в Питере» психолог Галина Гусева, иногда дети могут клеветать на взрослых из-за обиды на них. Под давлением чувств и эмоций ребенок сам может искренне поверить в вину взрослого человека. Поэтому обвинить родителя или опекуна — своеобразный и, возможно, единственный способ для детской психики дать обидчику «сдачи». При каких обстоятельствах произошла травма, предстоит выяснить правоохранителям.
28 апреля стало известно о жалобе в полицию 20‑летнего жителя Гатчины. За помощью к блюстителям закона он, как уточняют СМИ, обратился еще месяц назад. По словам парня, на протяжении шести лет — с 2013 по 2019 год — он подвергался сексуальному насилию со стороны отчима. Отмечается, что подозреваемый задержан, по факту выдвинутых обвинений возбуждено уголовное дело.
Галина Гусева отмечает, что предупредить насильственные действия со стороны родителей или опекунов, к сожалению, не получится ни у правоохранителей, ни у окружения. Да и узнать о произошедшем сразу, а не спустя несколько лет бывает сложно — ребенок может долго скрывать факты насилия над собой, потому что боится за себя или то, что ему дорого. Например, если в доме живет кот, которого несовершеннолетний очень любит, взрослый может играть на этих чувствах и пугать ребенка тем, что причинит вред животному.
По мнению психолога, домашнее насилие, которое считается уместным в некоторых семьях, в любом случае сказывается на ребенке. Подарить потомку проблемы с психикой могут и «воспитательные меры» вроде порки ремнем или подзатыльника.
«Это нарушение психологических границ. Ребенок чувствует бессилие и беспомощность. Такое состояние закрепляется, и во взрослом возрасте человека ждут проблемы, связанные с пониманием и ощущением границ — как своих, так и чужих. Кроме того, может сформироваться «синдром выученной беспомощности», это когда человек в ситуации, где он мог бы что-то изменить, будет себя вести так, как будто он ничего не может. Это происходит из-за застревания в детском прошлом, связанном с насилием», — объясняет Галина Гусева.
По словам эксперта, у некоторых людей, переживших шокирующее, пугающее или опасное событие в жизни, развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
«Такой негативный жизненный опыт оставляет глубокий след в психике, пережившим его рекомендуется обязательная помощь специалиста. Способность быть открытым, доверять — свойство здорового человека, на базе которого он способен максимально гармонично выстраивать свою жизнь в соответствии со своими потребностями. ПТСР делает это невозможным, — объясняет Галина Гусева. — Бывает, что жертве внушают, что все произошло из-за того, что он или она «плохой» или «плохая», тогда у пострадавшего может укорениться чувство стыда и вины. И от них нужно избавляться. Лучше всего — с поддержкой специалиста».