Роспотребнадзор: нельзя считать некачественной воду, в которой стирол не превышает ПДК

Роспотребнадзор: нельзя считать некачественной воду, в которой стирол не превышает ПДК
Фото: pxhere

Уже третий ответ получил «МК в Ленобласти» от профильных организаций региона по поводу обнаружения стирола в воде жителей Выборгского района. В Роспотребнадзоре сообщили, что колодцы, скважины и родник Ахиярви не являются источниками питьевого водоснабжения. В ведомстве уверены, что наличие в воде стирола без превышения ПДК – не повод считать ее некачественной.

Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области ответило на запрос «МК в Ленобласти» относительно стирола в воде жителей Выборгского района. Ведомство возглавляет Ольга Историк, но ответ поступил за подписью заместителя руководителя Максима Черного.

Напомним, в сентябре-ноябре 2022 года жители ряда населенных пунктов Выборгского района Ленобласти и Курортного района Петербурга узнали, что в воде их колодцев и скважин, которую они используют как питьевую, содержится стирол. 

* Стирол представляет собой бесцветную жидкость, производимую в основном из этилбензола. Он применяется в химической промышленности для производства пластмасс, каучуков, лакокрасочных материалов, клеев и так далее. Это вещество относится ко второму классу опасности и считается «известным канцерогеном».

Наличие стирола показали протоколы исследований проб воды из 12 источников водоснабжения – колодцев, скважин и водопровода, заказанные представителями ДНП «Ольшаники», а также жителями поселков Первомайское, Подгорное, Ильичево Выборгского района Ленинградской области, поселка Солнечное Курортного района Санкт-Петербурга. При этом воду из-под крана на исследование направили жители городского поселка Солнечное и областных поселков Первомайское и Подгорное. Централизованное водоснабжение двух последних населенных пунктов осуществляет ГУП «Леноблводоканал».

Концентрация стирола во всех пробах не превысила предельно допустимую. Но само его наличие в воде сильно обеспокоило граждан. Информация о том, что стирол является канцерогеном и способен накапливаться в организме человека, общедоступна. Если стирол находится в питьевой воде и поступает в организм граждан регулярно, это конечно, пользу здоровью населения не приносит. Не говоря уже о том, что всем интересно, откуда он вообще взялся в воде – пусть и в допустимой концентрации.

Ранее комитет госэконадзора Ленобласти сообщил «МК в Ленобласти», что стирол в воде – это не его забота, а комитета по природным ресурсам и управления Роспотребнадзора. Леноблводоканал на запрос издания заявил, что обнаружение стирола в карьере не говорит о загрязнении подземных вод и что свою скважину на стирол он проверить не может.

Письмо, пришедшее от Роспотребнадзора, было более обстоятельным. В нем подробно рассказывается, каким именно требованиям СанПиНов должна соответствовать питьевая вода. Эту информацию любой читатель может найти в общем доступе. Дальше ведомство перешло к сути вопроса.

«Согласно информации, представленной Вами, содержание стирола в исследованной пробе не превышает гигиенический норматив. Наличие стирола, как и любого другого вещества, в концентрации ниже гигиенического норматива, не является основанием считать пробу воды некачественной (не соответствующей) по данному показателю», – сразу нивелирует озвученную в запросе проблему представитель Росприроднадзора.

Также из ответа мы узнали, что от жителей Первомайского поселения были обращения в ведомство «на качество питьевой воды, не соответствующей гигиеническим нормативам по содержанию стирола». Их 18 ноября 2022 года перенаправили в Управление администрацией МО «Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленобласти. Сейчас эти обращения находятся на рассмотрении, но касались они обнаружения стирола в карьере «Островский», а не в скважинах. Речь о пробах воды в шурфах на глубине 10 метров, где токсичное вещество обнаружили год назад представители компании «КПЭИ». Организация проводила инженерные изыскания по договору с региональным оператором по обращению с отходами Санкт-Петербурга АО «Невский региональной оператор», который планирует построить в обводненном карьере «Островский» комплекс по переработке отходов с полигоном.

В управлении уточняют, что о фактах превышения предельно допустимой концентрации стирола в источниках питьевого водоснабжения ему неизвестно. Хотя в запросе и не шло речи о таких превышениях – только о наличии вещества в питьевой воде после обнаружения его в карьере. А в последнем его нашли в концентрации, превышающей предельно допустимую.

Но у Роспотребнадзора и на это есть ответ.

«По вопросу обнаружения компанией «КПЭИ» в ходе инженерных изысканий в подземных водах на карьере «Островский» стирола, сообщаем. Источников питьевого водоснабжения на территории карьера «Островский» нет. Требования к водам, отбираемым в ходе выполнения проектно-изыскательских работ, санитарным законодательством не установлены», – сказано в ответе управления.

А далее по тексту ведомство уточняет, что и скважины с колодцами, организованные гражданами на своих участках без учета геологических и гидрологических данных и результатов обследования территории с учетом возможных источников микробного или химического загрязнения воды, «не могут рассматриваться как источники питьевого водоснабжения». Кстати, сами граждане утверждают, что зарегистрировать скважину по закону практически невозможно – слишком сложны предъявляемые требования. В результате люди делают скважины на свой страх и риск и сами за них отвечают.

«Контроль качества воды, в соответствии с законодательством, возложен на хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники питьевого водоснабжения», — добавлено в письме. Но ответ на вопросы относительно стирола в воде от Леноблводоканала «МК в Ленобласти» уже получил.

Кстати, в управлении Роспотребнадзора считают сомнительной в том числе воду в роднике Ахиярви, где также обнаружился стирол.

«Родник Ахиярви не является источником питьевого водоснабжения, на контроле Управления не находится. Использование воды из данного родника является небезопасным», – уверены в ведомстве.

В итоге, управление Росприроднадзора не видит в сложившихся обстоятельствах оснований для принятия мер. Логика простая: нет превышений – нет проблемы. К тому же, вода в скважинах и колодцах – это не питьевая вода, даже если граждане используют ее в качестве таковой.

«В связи с отсутствием фактов превышения содержания стирола в питьевой воде Управлением не планируется принятие мер по ограничению, приостановлению или запрещению использования водных объектов, используемых в качестве источников питьевого водоснабжения, на территории Выборгского района», – говорится в ответе.

Связь между всеми перечисленными источниками питьевой (водопровод) и непитьевой (колодцы и скважины) воды корреспонденту издания пояснил гидролог, к.т.н., заведующий лабораторией гидрофизики ФГБУ «Государственный гидрологический институт» Игорь Калюжный.

«Этот карьер («Островский») находится почти на самых высоких точках Карельского перешейка, где расположены сильно проницаемые для сточных вод грунты. Оттуда берет начало множество ручейков, которые несут свои воды в сторону Рощино, Зеленогорска и так далее. Поэтому неудивительно, что стирол, обнаруженный под карьером, находится в других населенных пунктах Ленинградской области. Если нахождение стирола подтверждено исследованиями, то необходимо найти источник. Если это карьер, то пути его я уже обозначил. Стирол – сложное, искусственное химическое соединение, поэтому, скорее всего, он попал в карьер с какими-то сбросами. Они, конечно, были не в этом году. Потому что какие бы ни были проницаемые грунты – должно быть какое-то время инерции этого процесса. В том, что стирол попал в речные и грунтовые воды, в Гдовский горизонт, – нет никаких сомнений. Гдовский горизонт питает огромную территорию и распространяется в сторону Москвы. Конечно, концентрация его падает – все это так, но в целом это очень печальная вещь», – пояснил эксперт.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру